Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Антикоррупционные итоги 2021 года

Подводя итоги уходящего года, вспомнили основные события в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией в России и за рубежом.

Международное сотрудничество

Несмотря на напряженную эпидемиологическую обстановку, в 2021 году был проведен ряд важных международных мероприятий, включая:

  • впервые посвященную теме противодействия коррупции Специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН, по итогам которой была представлена Политическая декларация «Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества»;
  • очередной саммит глав стран «Группы двадцати», на котором были одобрены План действий по борьбе с коррупцией на 2022-2024 годы, Принципы высокого уровня по борьбе с коррупцией, связанной с организованной преступностью, Принципы высокого уровня G20 по борьбе с коррупцией в спорте, Принципы высокого уровня G20 по предотвращению и борьбе с коррупцией в чрезвычайных ситуациях и некоторые иные документы;
  • девятую сессию Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции, в рамках которой особое внимание уделялось теме антикоррупционного обучения и просвещения, в том числе была принята отдельная инициированная Российской Федерацией резолюция по данному направлению, проведены семинар по борьбе с коррупцией для преподавателей университетов из стран BRICS и Антикоррупционный академический симпозиум, посвященный образовательной и исследовательской деятельности в сфере противодействия коррупции, запущен «Глобальный ресурс по антикоррупционному обучению и расширению прав и возможностей молодежи».

Обучение и просвещение, научные исследования и разработки

Тема антикоррупционного обучения и просвещения в этом году не просто прозвучала в ходе конференции ООН, но и получила практическую реализацию.

В частности, Международная антикоррупционная академия представила два больших курса, разработанных при участии экспертов Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ (далее – Центр): курс по антикоррупционному декларированию и курс по конфликту интересов.

Кроме того, был принят ряд мер для повышения удобства доступа широкого круга заинтересованных лиц к различным публикациям и документам, посвященным вопросам противодействия коррупции, в частности, запущена электронная библиотека исследовательской программы «Антикоррупционные доказательства» некоммерческой организации Global Integrity, представлена отдельная страница со всеми материалами Антикоррупционной рабочей группы G20, опубликована база документов ООН, посвященных вопросам противодействия коррупции.

Не повлияла пандемия и на активность исследовательской деятельности.

Так, был подготовлен ряд докладов, содержащих общий анализ эффективности принятых мер по борьбе с коррупцией и рекомендации по ее повышению в отдельных регионах, в том числе в странах Балканского полуострова, странах латинской Америки, странах Содружества, а также ежегодный отчет ГРЕКО о ходе проведения пятого раунда оценки в странах Европы и США.

Кроме того, было представлено множество аналитических докладов, затрагивающих узконаправленные темы или рассматривающих отдельные антикоррупционные инструменты, в том числе:

Некоторые исследователи сосредоточились на более специфических темах: так, Шнобелевская премия в этом году была вручена за изучение связи уровня коррупции в стране с лишним весом политиков, Ресурсный центр по борьбе с коррупцией U4 проанализировал десять широко цитируемых статистических данных о масштабах и влиянии коррупции, а эксперты НИУ ВШЭ оценили потери государства от коррупции при осуществлении государственных закупок.

Помимо исследовательских работ, был опубликован ряд антикоррупционных рейтингов, включая индекс восприятия коррупции, индекс коррупционных рисков ведения бизнеса, индекс неподкупности в сфере государственной обороны, а также представлены некоторые прикладные инструменты для противодействия коррупции, в том числе платформа для борьбы с коррупцией в государственных закупках, руководство по автоматизированному анализу коррупционных рисков в декларациях, инструмент по оценке коррупционных рисков.

Транснациональная коррупция

Повышенное внимание в этом году как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран уделялось теме борьбы с транснациональной коррупцией и иным смежным вопросам.

Так, ОЭСР впервые с 2009 года обновила свои Рекомендации по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, дополнив их положениями, касающимися наказания «взяткополучателей», отказа от compliance defense и стимулирования стран к использованию внесудебных соглашений.

Совет Европы представил доклад об использовании конфискации без обвинительного приговора в отношении имущества, полученного в результате неправомерной деятельности, которая нередко применяется как способ борьбы с транснациональными преступлениями.

Группа высокого уровня ООН по вопросам финансовой подотчетности, прозрачности и неподкупности опубликовала итоговый доклад по результатам своей деятельности в 2020 году, затрагивающий вопросы предупреждения и противодействия транснациональной коррупции, включая прозрачность бенефициарного владения, совершенствование механизмов международного сотрудничества и привлечение к ответственности «посредников».

Последняя из указанных тем в 2021 году получила новый импульс в связи с публикацией Архива Пандоры, содержащего сведения о хранящихся в офшорах активах сотен политиков и олигархов и использовании различных «посредников» для перемещения и сокрытия таких активов. В этой связи некоторые аспекты регулирования деятельности «посредников» были рассмотрены и экспертами нашего Центра.

Отдельные меры по борьбе с транснациональной коррупцией были приняты и в ряде зарубежных стран.

В частности, в Великобритании, несмотря на то, что Бюро по расследованию случаев серьезного мошенничества лишилось полномочий требовать хранящиеся за рубежом документы в рамках расследований, появился инструмент, позволяющий правоохранителям получать хранящиеся за рубежом электронные данные, а также были приняты правила применения санкций к лицам, вовлеченным в серьезные транснациональные коррупционные преступления, – подкуп иностранных должностных лиц и незаконное присвоение имущества со стороны иностранных должностных лиц.

В Мозамбике был принят закон, устанавливающий порядок изъятия активов, полученных в результате преступной деятельности.

В США Комиссия по ценным бумагам и биржам официально получила право применять санкции в виде возвращения незаконно присвоенного имущества, в том числе в рамках разбирательств по делам о подкупе иностранных должностных лиц. При этом американские правоприменители продолжили свою агрессивную политику расследования и привлечения к ответственности зарубежных компаний в делах о транснациональной коррупции (в частности, в этом году вновь оказалась под следствием в связи с возможным нарушением Закона США о коррупционных практиках за рубежом российская компания МТС) и уделили вопросам международной коррупции особое внимание во впервые принятой в стране Национальной антикоррупционной стратегии. О том, какими методами пользуются власти США и какие реальные цели преследуют, выдвигая обвинения в коррупции, можно почитать в вышедшей в этом году на русском языке книге бывшего топ-менеджера компании Alstom Фредерика Пьеруччи.

Возврат активов

Актуальной в этом году остается и тема возврата активов, полученных в результате совершения коррупционных, особенно транснациональных, преступлений.

Так, во Франции был разработан законопроект, содержащий, среди прочего, положения о возврате активов, полученных в результате неправомерной деятельности, в страны их происхождения, а на Мадагаскаре создан специальный орган по возврату активов.

Уголовная и административная ответственность

В ряде зарубежных стран были приняты меры, направленные на повышение эффективности привлечения к уголовной и иным видам ответственности за коррупцию.

Так, в Восточном Тиморе был представлен новый антикоррупционный закон, который, среди прочего, криминализировал активный и пассивный подкуп, злоупотребление полномочиями, непредставление заявлений о конфликте интересов, невозможность обосновать происхождение богатства и некоторые иные коррупционные преступления в государственном секторе.

В Казахстане были внесены поправки в уголовное законодательство, устанавливающие особый порядок применения наказаний для сотрудников правоохранительных органов, лиц, занимающих ответственные государственные должности в правоохранительных органах, и судей.

Изменения, внесенные в Уголовный кодекс Китая, предусматривали ужесточение наказаний для негосударственных должностных лиц, в Уголовный кодекс Эквадора и антикоррупционный закон Боливии –ужесточение ответственности для должностных лиц и введение ответственности для юридических лиц.

В Бразилии были внесены поправки в законодательство, устанавливающее административную ответственность за коррупционные правонарушения.

А в Непале Верховный суд ограничил возможности Комиссии по расследованию случаев злоупотребления применять провокации – инструмент, допустимость использования которого в целях противодействия коррупционным преступлениям уже длительное время является предметом оживленных дискуссий.

Антикоррупционные стандарты

Помимо внесения изменений в уголовное законодательство, зарубежными странами были приняты меры по совершенствованию антикоррупционных стандартов, устанавливаемых для публичных должностных лиц.

Так, в Великобритании были представлены рекомендации по изменению регулирования соблюдения этических норм и правил поведения в государственном секторе, во Франции – опубликовано Руководство по выявлению и урегулированию конфликта интересов в организациях, а в Украине – принят закон, распространяющий антикоррупционные стандарты на «олигархов» и направленный на предупреждение конфликтов интересов, порождающих существенное влияние политиков, медиа-компаний и крупного бизнеса на принимаемые государственные решения, а также внесены поправки в антикоррупционный закон, касающиеся участия должностных лиц в органах управления организаций, передачи ценных бумаг в доверительное управление и декларирования имущества.

В Бразилии были изменены правила представления сведений об активах и конфликтах интересов, в Буркина-Фасо – запущена онлайн-платформа для подачи антикоррупционных деклараций в электронном виде. В Южной Корее в преддверии Лунного Нового года были смягчены правила получения подарков должностными лицами, а в Ватикане, напротив, ужесточились ограничения на принятие подарков, а также была введена обязанность декларирования активов и интересов.

Комплаенс

Не менее значимой в уходящем году cтала для зарубежных стран тема противодействия коррупции в организациях.

Так, в Португалии была введена обязанность отдельных категорий организаций государственного и частного секторов принимать меры по предупреждению коррупции, в Бразилии требование о принятии комплаенс-программ было установлено для организаций-победителей крупных государственных закупок, ряд требований, связанных с предупреждением коррупции, для государственных органов и организаций государственного сектора был включен в антикоррупционное законодательство Литвы, рекомендации по разработке и внедрению комплаенс-программ в организациях были опубликованы в Перу и во Франции.

Кроме того, во Франции в развитие представленных предложений по совершенствованию антикоррупционного закона был подготовлен законопроект, предусматривающий, в том числе конкретизацию установленной обязанности по принятию антикоррупционных мер государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и организациями, на которые возложены государственные функции.

Не осталась без внимания тема комплаенса и на нашем портале, в частности, были актуализированы полезные ресурсы, которые могут быть использованы для повышения информированности по теме комплаенса – добавлены новые публикации в раздел с литературой и ссылки на сайты, посвященные теме противодействия коррупции в бизнес-секторе.

Заявители о коррупции

Актуальной в 2021 году оставалась и тема защиты лиц, информирующих о коррупционных и иных нарушениях.

В частности, Transparency International проанализировала реальный уровень приведения национального законодательства стран в соответствие с Директивой 2019/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 ноября 2019 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза, положения которой страны-участницы ЕС обязались учесть в своем национальном законодательстве до конца 2021 года, в Узбекистане и США были приняты нормативные акты, предусматривающие возможность получения вознаграждения заявителями, а в Украине – рассматривалась возможность создания Единого портала сообщений заявителей.

Иные новеллы законодательства зарубежных стран

В некоторых государствах изменения коснулись функционирования антикоррупционных и иных контрольных органов: так, в Китае был закреплен статус сотрудников антикоррупционных комиссий и порядок распространения на них антикоррупционных стандартов, в Украине – уточнен порядок функционирования Национального антикоррупционного бюро, а в законодательство ЮАР были внесены изменения, направленные на борьбу с коррупцией в сфере аудиторской деятельности.

Кроме того, в ряде зарубежных стран в прошедшем году были одобрены антикоррупционные стратегии: помимо уже упомянутых США, соответствующие документы появились в Бразилии, Франции и Коста-Рике.

Российская Федерация

В нашей стране в этом году также был принят важный стратегический документ – очередной Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы (далее – Нацплан), впервые охватывающий такой длительный период. Поручения нового Нацплана направлены, в частности, на восполнение существующих правовых пробелов, выявленных по итогам анализа правоприменительной практики предшествующих лет: часть из них касается конкретных механизмов и предусматривает, например, увеличение источников информации и предоставление доступа к ним в целях повышения эффективности антикоррупционных проверок, часть связана с более концептуальными сюжетами, такими, как пересмотр норм о регулировании конфликта интересов и систематизация антикоррупционного законодательства.

Для удобства навигации по поручениям Нацплана нашим Центром была разработана отдельная инфографика, в которой соответствующие поручения сгруппированы по темам и по исполнителям.

Некоторые важные темы, однако, не вошли в новый Нацплан. В частности, хотя в этом году в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, предусматривающие расширение понятия «должностное лицо» и распространение уголовной ответственности за коррупционные преступления на работников не только акционерных обществ, контрольным пакетом акций которых владеет государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, но и «подконтрольных» им акционерных обществ, как этот термин определен в соответствующем законодательстве, вопрос распространения антикоррупционных стандартов и применения мер дисциплинарной ответственности к работникам таких организаций по-прежнему остается открытым.

Темы
Конфликт интересов
Отмывание
Заявители о коррупции
Измерение коррупции
Коррупция в спорте
Политический контекст
Незаконное обогащение
Декларирование
Обучение и просвещение
Комплаенс
Возврат активов
Коррупция в сфере государственных закупок
Гражданское общество
Международное сотрудничество
Антикоррупционные органы
ИКТ
Стандарты поведения
Подкуп ИДЛ
Прозрачность
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.