Органический закон от 17 февраля 2021 г. №392 «О внесении изменений в Комплексный органический уголовный кодекс в области борьбы с коррупцией» (Ley Orgánica Reformatoria del Código Orgánico Integral Penal en materia Anticorrupción), вступивший в силу спустя 180 дней после опубликования, предусматривает, в том числе, следующие изменения*:
1. Новые составы коррупционных преступлений
Одной из ключевых реформ УК стало расширение перечня коррупционных преступлений и включение в него таких составов, как:
- воспрепятствование правосудию;
- завышение цены контракта при проведении государственных закупок;
- подкуп в частном секторе.
За совершение указанных преступлений физическим лицам грозит лишение свободы на срок от 3 до 5 лет (за воспрепятствование правосудию) или от 5 до 7 лет (за завышение цен контрактов и коммерческий подкуп) либо иные санкции, предусмотренные УК, например, лишение права на условно-досрочное освобождение полуоткрытой и открытой формы, запрет на заключение контрактов с государством (для коррупции в частном секторе срок такого запрета может составить от 10 до 25 лет).
2. Ужесточение мер ответственности за коррупционные преступления
Закон также внес изменения в положения о санкциях за уже существовавшие в УК преступления, прежде всего, увеличив возможные сроки лишения свободы.
Так, за активное и пассивное взяточничество, в том числе подкуп иностранных должностных лиц теперь предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 7 лет (от 7 до 10 лет, если целью взятки было совершение должностным лицом незаконных действий).
Вымогательство взятки, торговля влиянием и предложение торговли влиянием будут наказываться лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.
За растрату государственных средств государственные служащие, лица, действующие от имени государственного органа в любом из государственных учреждений, лица, осуществляющие поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также должностные лица, администраторы, руководители или сотрудники организаций Национальной финансовой системы, члены или руководители советов директоров и советов по управлению и надзору за этими организациями могут быть привлечены к ответственности в виде лишения свободы на срок, который, в зависимости от обстоятельств совершения преступления, варьируется от 5 до 13 лет, а также подвергнуты пожизненному запрету на замещение должностей в государственном секторе, в финансовых организациях или организациях общественной и солидарной формы, которые осуществляют финансовое посредничество. Кроме того, прокурор на основе представленного Управлением Генерального контролера Эквадора (Contraloría General del Estado – CGE) доклада может потребовать приостановить действие государственного контракта, в рамках которого были выявлены соответствующие нарушения, и перечисление оплаты по нему.
Одновременно Закон установил, что в случае совершения коррупционного преступления в условиях чрезвычайного положения (например, пандемии) виновному лицу должно быть назначено максимальное наказание.
Изменения затронули и иные виды санкций, прежде всего положения, касающиеся конфискации имущества: теперь любое имущество лица, виновного в совершении коррупционного преступления, в том числе никак не связанное с таким преступлением, может быть конфисковано в пользу государства по решению суда в случае, если конфискация полученных в результате совершения преступления незаконных активов невозможна или не позволяет обеспечить полное возмещение ущерба от преступления.
3. Ответственность юридических лиц
Ряд важных изменений коснулся ответственности юридических лиц. В частности, Закон установил санкции для организаций за совершение коррупционных преступлений, предполагающие роспуск или ликвидацию организации и выплату штрафа в размере от 500 до 1000 базовых единых размеров оплаты труда.
Одновременно Законом была введена возможность смягчения мер ответственности для организаций в случае соблюдения ряда условий:
- раскрытие компетентным органам информации о преступлении до начала расследования;
- сотрудничество со следствием;
- полное возмещение ущерба от преступления до начала судебного разбирательства;
- наличие комплаенс-программы с назначением ответственных за ее реализацию лиц.
В УК при этом были определены минимальные требования к такой комплаенс-программе, включающие:
- принятие мер по предупреждению, выявлению и управлению коррупционными рисками;
- внедрение механизмов внутреннего контроля с назначением ответственных лиц;
- осуществление постоянного надзора и мониторинга, как внутренних, так и с привлечением независимых экспертов, оценка программ и политик, протоколов или процедур;
- разработку модели финансового управления;
- создание каналов обратной связи для информирования о нарушениях;
- принятие кодекса этики;
- реализацию программ обучения персонала;
- внедрение механизмов внутренних расследований;
- установление обязанности информировать лицо, ответственное за реализацию комплаенс-программы, о возможных рисках или нарушениях;
- разработку порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение требований комплаенс-программ;
- внедрение механизмов дью-дилидженс.
В то же время был расширен и перечень отягчающих вину юридического лица обстоятельств, в который были включены привлечение организации к ответственности в прошлом за аналогичное преступление, использование иных национальных или зарубежных компаний для совершения преступления и применение существующих правил для избегания ответственности (например, проведение внешнего аудита с целью сокрытия противоправного деяния).
4. Положения о заявителях
Закон установил в УК обязанность физических лиц сообщать о ставших им известными фактах преступлений, в том числе коррупционной направленности, ввел положения, предусматривающие необходимость обеспечения конфиденциальности персональных данных лиц, сообщающих о нарушениях, а также предоставляющие заявителям право в случае, если представленные ими сведения привели к конфискации полученных в результате преступной деятельности активов, рассчитывать на материальное вознаграждение в размере от 10% до 20% от взысканной суммы.
5. Полномочия Управления Генерального контролера Эквадора
Наконец, Закон внес в УК поправки, касающиеся деятельность CGE в сфере противодействия коррупции, в частности, закрепляя полномочия ведомства по выявлению случаев завышения цен контрактов при проведении государственных закупок и возлагая на него обязанность представлять отчеты о выявленных признаках уголовных преступлений в Генеральную прокуратуру Эквадора (Fiscalía General del Estado) и принимать участие в последующих расследованиях.
*Внесение соответствующих изменений в уголовное законодательство страны являлось одним из условий получения финансовой поддержки в размере $2 млрд от Международного валютного фонда.