Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В ЮАР принят закон о государственных закупках
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В ЮАР принят рамочный закон о государственных закупках (далее – госзакупки), направленный в том числе на борьбу с коррупцией.

Ранее госзакупки в стране регулировались множеством различных нормативных правовых актов, что приводило к разрозненности норм и способствовало росту коррупционных рисков. В соответствии с рекомендациями по реформированию сферы госзакупок, включенными в отчет Комиссии Зондо, был принят Закон от 23 июля 2024 года №28 «О государственных закупках» (The Public Procurement Act), регулирующий проведение закупок в государственных органах, органах местного самоуправления и государственных корпорациях (далее – заказчики).

Закон предусматривает, в том числе, следующие нововведения:

1. Институциональная среда

1.1. Управление государственных закупок

Согласно Закону, в стране будет создано Управление государственных закупок (Public Procurement Office, далее – Управление), подведомственное Национальному казначейству (National Treasury).

На Управление возлагаются следующие функции:

  • проведение расследований несоблюдения положений Закона по запросу соответствующего регионального казначейства, заказчика, представителя общественности или по собственной инициативе; при этом в ходе расследований сотрудники Управления смогут входить в помещения заказчиков и / или исполнителей и проводить обыски;
  • предоставление по результатам расследований рекомендаций по устранению нарушений и/или передача сведений о нарушениях уполномоченным органам;
  • предоставление заказчикам консультаций и/или иной помощи в рамках осуществления госзакупок;
  • разработка обязательных к выполнению руководств по соблюдению положений Закона, методических рекомендаций по осуществлению госзакупок, в том числе повышению уровня их прозрачности, типовых политик в области госзакупок, типовой тендерной документации, а также обеспечение их публикации в открытом доступе;
  • сбор и обработка сообщений заказчиков о невозможности использования конкурентных способов проведения закупки;
  • создание и последующее ведение Реестра лиц, отстраненных от участия в госзакупках (далее – Реестр);
  • разработка и дальнейшее поддержание функционирования Единой базы госзакупок, базы открытых данных о госзакупках и электронной торговой площадки для заказа расходных материалов общего назначения;
  • проведение обучения и обеспечение повышения квалификации должностных лиц (далее – ДЛ), вовлеченных в осуществление госзакупок.

1.2. Суд по вопросам государственных закупок

Одновременно Законом предусматривается учреждение специального Суда по вопросам государственных закупок (Public Procurement Tribunal, далее – Суд), который будет отвечать за рассмотрение жалоб на решения заказчиков.

Возглавит Суд Председатель, назначаемый Министром финансов после согласования с Министром юстиции на 5 лет с возможностью переизбрания еще на 3 года.

2. Реестр лиц, отстраненных от участия в госзакупках

Согласно Закону, в создаваемый Управлением Реестр по запросу заказчиков могут включаться компании-участники (победители) госзакупок, а также их директора, члены исполнительных органов, управляющие или партнеры в случае:

  • предоставления ложной или вводящей в заблуждение информации в рамках закупки, последующего исполнения контракта, а также при регистрации в Единой базе госзакупок;
  • оказания неправомерного влияния на других участников тендера;
  • осуждения за коррупцию, мошенничество, сговор, оказание давления или нарушение требований конфиденциальности в рамках госзакупок;
  • невыполнения контрактных обязательств;
  • несоблюдения иных требований Закона.

Перед внесение в Реестр заказчик направляет соответствующему лицу уведомление о намерении подать запрос на его отстранении от закупок. В течение 10 дней с момента получения уведомления соответствующее юридическое или физическое лицо может оспорить решение, указав причины, по которым отстранение не обосновано.

Лица, включенные в Реестр, не смогут принимать участие в госзакупках в течение периода, не превышающего обозначенный в запросе заказчика.

3. Стандарты поведения

В соответствии с Законом, все лица, вовлеченные в осуществление госзакупок, как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей, обязаны соблюдать следующие стандарты:

  • осуществлять свои функции беспристрастно и объективно;
  • не использовать свое должностное положение или информацию, полученную в связи с должностным положением, для получения преимуществ для себя и/или третьих лиц либо нанесения ущерба третьим лицам;
  • не оказывать неправомерное влияние на любое лицо, вовлеченное в осуществление госзакупок.

4. Конфликт интересов

ДЛ заказчика, вовлеченное в осуществление госзакупок, в случае возникновения конфликта интересов обязано раскрывать информацию об этом и отказываться от участия в процессе принятия решения по вопросу, связанному с конфликтом интересов.

На участников закупок возлагается обязанность по подаче заявлений о наличии личной заинтересованности. Отсутствие такого заявления является основанием для аннулирования заявки на участие.

Для Председателя, а также всех служащих Суда устанавливается запрет на исполнение полномочий в случае, если они и/или связанные с ними лица являются директорами, участниками или партнерами или имеют контрольный пакет акций или какой-либо значимый финансовый интерес в обратившейся в Суд организации или если они имеют иную личную заинтересованность, препятствующую справедливому, беспристрастному и надлежащему выполнению их функций. В такой ситуации соответствующее должностное лицо обязано уведомить о конфликте интересов и заявить временный самоотвод до момента, пока остальные члены Суда не примут решение о необходимости (отсутствии необходимости) полного отстранения от участия в разбирательстве указанного лица в связи с нахождением в ситуации конфликта интересов.  

5. Прозрачность и подотчетность

Законом закрепляется необходимость публикации в открытом доступе информации о госзакупках, в том числе:

  • сведений о причинах принятия решений о непроведении открытых конкурсных госзакупок;
  • всей информации, связанной с тендерными заявками;
  • идентификационных данных участников тендеров;
  • сведений о результатах тендеров;
  • контрактов на госзакупки и счетов-фактур, предоставленных исполнителями;
  • информации об отклонении заявок и причинах отклонения.

6. Меры по борьбе с коррупцией

Согласно Закону, заказчики обязаны:

  • принимать меры по противодействию коррупции в госзакупках, в том числе по исключению возможности третьих лиц вмешиваться в госзакупки, вносить изменения и/или фальсифицировать заявки и/или контракты;
  • проводить внутренние расследования фактов коррупции и/или иных связанных с ней правонарушений, совершенных ДЛ заказчика в рамках госзакупок, и передавать полученные результаты Управлению и/или иному уполномоченному государственному органу;
  • проверять, не включен ли участник тендера в Реестр, не относится ли участник к категории лиц, которым запрещено участие в госзакупках (лица, замещающие государственные должности, государственные и муниципальные служащие, организации, в которых у таких лиц имеется контрольный пакет акций или иная значимая доля участия, члены органов управления заказчиков, отвечающие за осуществление госзакупок), их близким родственникам, не является ли участник лицом, связанным с ДЛ заказчика, вовлеченным в осуществление госзакупок;
  • отказывать в признании победителем / аннулировать контракт с лицом, которое было уличено во введении в заблуждение заказчика и/или представлении недостоверных сведений либо было осуждено за коррупцию, мошенничество, сговор или оказание давления в рамках госзакупок;
  • аннулировать контракт в случае, если какое-либо ДЛ заказчика в рамках закупки или другой участник осужден за коррупцию, мошенничество, сговор или оказание давления во время тендера или во время исполнения контракта.

7. Меры ответственности

В Законе также содержатся положения о применении мер ответственности за несоблюдение установленных требований, в частности, за:

  • сознательное представление ложной или вводящей в заблуждение информации;
  • оказание неправомерного влияния на ДЛ заказчика, вовлеченного в осуществление госзакупок, члена Суда и/или лицо, участвующее в госзакупках;
  • нарушение процедуры проведения тендеров, связанное с раскрытием информации о содержании конфиденциальных коммерческих предложений (sealed bids) до их официального вскрытия;
  • вступление в сговор с целью завышения цен, совершения коррупционного преступления или мошенничества;
  • использование должностного положения или информации, полученной в связи с должностным положением, для получения преимуществ для себя и/или третьих лиц и/или нанесения ущерба третьим лицам;
  • растрату государственных средств;
  • игнорирование постановления об отстранении от участия в госзакупках.

Совершение соответствующих правонарушений влечет лишение свободы на срок до 10 лет и/или штраф, а в отдельных случаях также возложение обязанности возместить ущерб.

Одновременно непредставление членами Суда сведений о конфликте интересов наказывается лишением свободы на срок до 3 лет и/или штрафом.

Темы
Прозрачность
Стандарты поведения
ИКТ
Коррупция в сфере государственных закупок
Конфликт интересов
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.