В соответствии с Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации», к ответственности за преступления, предусмотренные Главой 23, Главой 30 и Статьей 304 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе злоупотребление должностными полномочиями, получение и дачу взятки, мелкое взяточничество, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп, теперь также могут быть привлечены лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в:
- хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления;
- акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).
Таким образом, круг организаций, работники которых могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение обозначенных выше преступлений, существенно расширился: если ранее применительно к хозяйственным обществам к должностным лицам относились только работники акционерных обществ, контрольным пакетом акций которых владело государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то теперь в круг должностных лиц входят также работники акционерных обществ и иных хозяйственных обществ, являющихся «подконтрольными организациями» как это определено в соответствующем законодательстве.
Внесенные в УК РФ изменения можно рассматривать как шаг в сторону дальнейшего расширения круга организаций с государственным участием, к работникам которых могут быть применены меры ответственности за коррупционные правонарушения.
Тем не менее, в данной сфере все еще остаются важные нерешенные проблемы, прежде всего в части применения мер дисциплинарной ответственности. В частности, антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные статьями 349.1 и 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации по-прежнему не распространяются на работников организаций, учрежденных государственными корпорациями или подконтрольных им, а также на работников организаций, подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Соответствующий законопроект, направленный на решение указанной проблемы, ранее был внесен в Государственную Думу Российской Федерации, однако был отозван Правительством Российской Федерации еще до рассмотрения его в первом чтении.