В соответствии с Законом о выплате вознаграждения за содействие возврату активов, полученных в результате деятельности клептократических режимов (The Kleptocracy Asset Recovery Rewards Act – KARRA)*, на вознаграждение смогут рассчитывать лица, раскрывающие информацию, которая в дальнейшем приводит к замораживанию, аресту, конфискации или репатриации доходов и активов, полученных в результате коррупционной деятельности в иностранных правительствах и хранящихся в финансовых учреждениях США либо находящихся на территории США или во владении граждан США.
При этом на вознаграждение не смогут претендовать лица, замещающие должности в федеральных, региональных или муниципальных органах власти в США или за рубежом и раскрывающие соответствующую информацию в ходе исполнения своих должностных (служебных) обязанностей. Кроме того, отказать в выплате награды или снизить ее размер могут лицам, в отношении которых есть разумные основания полагать, что они заведомо спланировали, инициировали, непосредственно участвовали или способствовали совершению коррупционных действий.
Размер вознаграждения, как определено законом, может достигать $5 млн, а общая сумма ежегодно выплачиваемых в качестве вознаграждения средств не может превышать $25 млн (в исключительных случаях оба лимита могут быть увеличены).
Средства на финансирование программы в первый год ее функционирования будут выделены из федерального бюджета, в дальнейшем для выплаты вознаграждений будут использоваться средства, полученные в результате конфискации незаконных активов.
Программа, вводимая KARRA – не первая принятая в США программа вознаграждения заявителей, направленная на борьбу с коррупцией и финансовыми преступлениями. В частности, мы уже рассказывали о программе вознаграждения заявителей Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission – SEC). Однако, в отличие от программы SEC, где вознаграждение может быть получено только в случае привлечения виновных лиц к ответственности, в рамках программы Министерства финансов достаточно того, что предоставленная информация приводит к замораживанию, аресту, конфискации или репатриации украденных активов, и нет требований об обязательном успешном судебным преследовании в соответствии с FCPA (или иным законом).
С этой точки зрения программа KARRA открывает для потенциальных заявителей о коррупции новые возможности для получения вознаграждения.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, предлагаемая редакция KARRA оставляет множество вопросов нерешенными. Так, Закон не содержит никаких указаний по порядку определения размера вознаграждения, в том числе не устанавливает минимальной суммы возможной выплаты или пропорциональных процентных соотношений суммы вознаграждения и общей суммы конфискованных активов. Все это создает условиях, при которых потенциальный заявитель не будет понимать своих перспектив по получению вознаграждения, а также не сможет рассчитывать на более значительный размер вознаграждения при раскрытии информации о многомиллиардных нарушениях. Как следствие, потенциальные заявители не будут иметь дополнительных стимулов раскрывать информацию (особенно о масштабной коррупции), на создание которых изначально направлена любая программа вознаграждения заявителей.
Еще одним заметным пробелом является тот факт, что Закон, наделяя Министерство финансов полномочиями по защите заявителей, не содержит положений о конфиденциальности личных данных заявителей, а также не предусматривает конкретных мер по их защите от возможных репрессий, что, как представляется, еще больше снижает мотивацию потенциальных заявителей раскрывать информацию о нарушениях.
*Законопроект был разработан еще в 2019 году, однако тогда президент США наложил на него вето. 1 января 2021 года Сенат вместе с Палатой представителей отменили вето президента, и KARRA был принят как часть Закона о национальной обороне на 2021 финансовый год (National Defense Authorization Act – NDAA).