Соответствующий Закон №5 от 2021 года «О внесении изменений в Закон о профессии аудитора» (Auditing Profession Amendment Act 5 of 2021) призван восстановить репутацию аудиторов в ЮАР, «запятнанную» многочисленными скандалами*, прежде всего за счет усиления контроля за их деятельностью со стороны специального органа – Независимого совета по регулированию аудиторской деятельности (The Independent Regulatory Board for Auditors – IRBA).
В частности, Закон наделяет Совет правом входить в любые помещения и проводить обыски для сбора необходимых сведений при проведении расследований в отношении аудиторов, в том числе в отсутствие предварительного согласия владельца помещения – при наличии соответствующего судебного ордера, а также вызывать в суд лиц, которые могут обладать значимой для расследования информацией (раньше такими полномочиями был наделен только Дисциплинарный комитет, а с принятием Закона их получил и Комитет по расследованиям). Неявка в судебное заседание, вмешательство в ход расследования или воспрепятствование его проведению признается преступлением и влечет применение санкций в форме штрафа и/или тюремного заключения на срок до 5 лет.
Закон также вносит поправки, направленные на оптимизацию сроков расследований. Так, в составе Совета создается новое структурное подразделение – Комитет по правоприменению, который в случае, если по результатам расследования имеются достаточные доказательства совершения аудитором правонарушения, может самостоятельно инициировать процедуру заключения соглашения о признании вины. Это позволит Дисциплинарному комитету не тратить время на подобные дела и сосредоточиться на рассмотрении более сложных случаев.
Одновременно принятый закон изменяет требования к сотрудникам IRBA. Так, кандидаты, претендующие на замещение должностей в Управлении Совета, а также в Комитете по расследованиям и Дисциплинарном комитете Совета во избежание конфликтов интересов не могут быть тем или иным образом связаны с аудиторской сферой, являться зарегистрированными аудиторами или кандидатами в аудиторы, а также:
- прямо или косвенно владеть долей прибыли или акциями зарегистрированного аудитора или любого лица, связанного с зарегистрированным аудитором;
- получать вознаграждение, за исключением пенсионных выплат, от зарегистрированного аудитора.
Кроме изменений, касающихся полномочий и структуры IRBA, Закон предусматривает ужесточение требований к самим аудиторам. Теперь на регистрацию в качестве аудитора сможет претендовать только лицо, которое а) не привлекалось к ответственности за преступления, связанные в том числе с мошенничеством и нарушением Закона о предотвращении и борьбе с коррупционной деятельностью (Prevention and Combating of Corrupt Activities Act) и б) является членом аккредитованного Советом профессионального объединения. Последнее из обозначенных требований позволит Совету передавать информацию о нарушениях, прямо не связанных с проведением аудита (различного рода нарушения аудиторами этических принципов и кодексов поведения), в такие профессиональные объединения и, таким образом, избавит ведомство от необходимости рассмотрения дел, для полноценного разбирательства по которым у него не всегда имелись необходимые ресурсы и полномочия.
Одновременно Закон изменяет порядок применения санкций за нарушения, допущенные аудиторами. Так, ранее размер штрафа рассчитывался в соответствии с общими положениями законодательства и его максимальная величина могла ограничиваться Законом о корректировке штрафов (Adjustment of Fines Act); теперь Совет сможет применять в отношении аудиторов, совершивших правонарушение, штрафы, соответствующие тяжести проступка, максимальный размер которых будет устанавливаться специальным постановлением Министра финансов. Кроме того, Закон вводит для аудиторов неденежные санкции за ненадлежащее поведение в форме предписания пройти обучение, внедрить определенные средства контроля или воздержаться от выполнения некоторых видов работ.
*Такие скандалы, как правило, связаны с тем, что фирмы, проводящие аудит деятельности компаний, «закрывают глаза» на допущенные ими нарушения. При этом нередко за ложными сведениями в отчетности в реальности скрываются серьезные коррупционные преступления. Так, южноафриканский ритейлер Steinhoff на протяжение многих лет завышал показатели финансовой прибыли за счет заключения фиктивных сделок с контрагентами и включения информации о них в бухгалтерские документы. «Раздуванием» результатов деятельности в отчетах занимался и VBS Mutual Bank, обанкротившийся в 2018 году и оказавшийся под следствием по обвинениям в хищении 2 млрд рандов (примерно 10,5 млрд рублей) из средств своих клиентов, большая часть которых была переведена на частные банковские счета или потрачена на покупку дорогостоящей недвижимости и автомобилей руководителями банка.