Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Португалии внесены изменения в антикоррупционное законодательство

В Португалии разработан общий режим по предупреждению коррупции в организациях государственного и частного секторов (Regime Geral da Prevenção da Corrupção).

Бизнес
Бизнес

Соответствующий Декрет-закон от 9 декабря 2021 года № 109-E/2021 «О создании Национального комитета по борьбе с коррупцией и установлении общего режима по предупреждению коррупции» (Decreto-Lei n.º 109-E/2021 Mecanismo Nacional Anticorrupção e estabelece o regime geral de prevenção da corrupção) закрепляет на уровне закона ряд механизмов, которые ранее существовали только в форме рекомендаций, устанавливая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Соответствующая обязанность распространяется на следующие организации:

  • компании, зарегистрированные в Португалии и имеющие в штате 50 или более сотрудников, и филиалы зарубежных компаний, ведущие свою деятельность на территории Португалии и имеющие в штате 50 или более сотрудников;
  • учреждения и организации, имеющие в штате 50 или более сотрудников и находящиеся в прямом или косвенном управлении государства, автономных регионов, местных органов власти или государственных корпораций;
  • независимые административные организации, наделенные функциями по регулированию экономической деятельности в частном, государственном и кооперативном секторах;
  • Банк Португалии.

Иным организациям, не входящим в указанные категории, следует внедрять комплаенс-программы с учетом своего размера и характера деятельности.

При этом перечень обязательных к принятию мер отличается для разных типов организаций.

1. К обязательным элементам комплаенс-программ, которые должны быть реализованы во всех охватываемых законом организациях, относятся:

1) назначение лица, ответственного за соблюдение антикоррупционных требований, из числа высшего руководства (или эквивалентного лица);

2) проведение оценки коррупционных рисков, охватывающей все структурные подразделения и направления деятельности компании и предполагающей:

  • определение областей деятельности организации, наиболее подверженных рискам коррупционных и иных связанных нарушений;
  • оценку вероятности совершения правонарушения и прогнозируемые последствия каждой ситуации с тем, чтобы иметь возможность минимизировать риски;
  • определение перечня превентивных и корректирующих мер для снижения вероятности возникновения и воздействия выявленных рисков и ситуаций;
  • для ситуаций высокого или максимального риска – определение наиболее исчерпывающих профилактических мер с приоритетом их реализации.

Кроме того, в организации должно быть определено лицо, ответственное за проведение оценки рисков.

3) разработка и принятие кодексов поведения, содержащих перечень правил, направленных на соблюдение принципов профессиональной этики, включая применимые меры дисциплинарной и уголовной ответственности в случае их нарушения;

4) создание каналов для раскрытия информации о коррупционных и иных связанных с ними нарушениях, принятие мер реагирования и обеспечение защиты заявителей в соответствии с Директивой 2019/1937/ЕС;

5) проведение антикоррупционного обучения для всех руководителей и работников с тем, чтобы довести до их сведения и разъяснить политику и процедуры по предупреждению коррупции и иных связанных нарушений. Содержание программ обучения и периодичность проведения обучающих мероприятий для различных категорий сотрудников должны учитывать релевантные для них коррупционные риски;

6) оценка эффективности комплаенс-программы.

2. Меры по предупреждению коррупции, которые дополнительно должны принимать государственные компании, включают:

1) обеспечение публикации в открытом доступе различных документов, содержащих значимые с точки зрения возможных коррупционных рисков сведения, например, таблицы цен на предоставляемые товары или услуги, информацию о многолетних обязательствах и просроченных платежах и квитанциях, перечень предоставленных льгот и грантов с указанием соответствующей суммы, перечень полученных пожертвований, извещения о приеме на работу руководителей и работников, а также приказы о назначении руководителей и т.д.;

2) установление обязанности членов органов управления, руководителей и сотрудников представлять декларации об отсутствии конфликта интересов в случае их участия в таких процедурах, как проведение государственных закупок, предоставление субсидий, грантов или льгот, городское, экологическое, коммерческое и промышленное лицензирование, а также санкционные процедуры, а также обязанности уведомлять о возможности возникновения конфликта интересов вышестоящее руководство или, в его отсутствие, лицо, ответственное за соблюдение антикоррупционных требований, которые принимают соответствующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

3) обеспечение осведомленности работников обо всех принятых в соответствии с законодательством правилах, протоколах и процедурах, которые должны соблюдаться при подаче запросов на разрешение, изменение и прекращение объединения функций, а также пересмотр соответствующих разрешений всякий раз, когда это оправдано изменением функций работника;

4) внедрение системы внутреннего контроля, включающей план организации, политику, методы, процедуры и надлежащие практики контроля и учитывающей характер, размер и сложность организационной структуры и деятельности компании, а также специфичные для нее коррупционные риски, проведение регулярного мониторинга эффективности такой системы посредством выборочных аудитов, информирования об их результатах и любых ограничениях вышестоящего руководства, принятие необходимых мер по совершенствованию системы контроля;

5) принятие мер по поддержанию конкуренции в сфере государственных закупок и устранению административных барьеров.

3. Дополнительные меры по предупреждению коррупции, которые должны быть внедрены в охватываемых законом организациях частного сектора, включают:

1) внедрение системы внутреннего контроля, учитывающей существующие коррупционные риски (при этом такие организации могут использовать тот же подход, что предусмотрен законом для государственных компаний);

2) проведение предварительной оценки контрагентов, адаптированной к профилю рисков организации и позволяющей идентифицировать реальных бенефициаров, выявить возможные имиджевые и репутационные риски, а также возможные конфликты интересов;

3) применение предусмотренных для государственных компаний требований относительно регулирования конфликта интересов в случае, если организация частного сектора реализует, в любом качестве, публичные полномочия или административные функции.

В законе также содержатся положения о применении мер административной ответственности за несоблюдение установленных требований. В частности, для компаний и их руководителей предусмотрены следующие штрафы:

  • в случае полного отсутствия оценки коррупционных рисков, ее ненадлежащего проведения или внедрения не всех элементов оценки; ненадлежащего внедрения системы внутреннего контроля; непринятия кодекса поведения или принятия кодекса поведения, не включающего положения об уголовной ответственности и коррупционных рисках компании, – от €2000 до €44 891,81 (от 166 320 рублей до 3 733 203 рублей) для юридического лица, от €2000 до €3 740,98 (от 166 320 рублей до 311 100 рублей) для физических лиц;
  • в случае непредставления отчетов об оценке коррупционных рисков; неисполнения требований по обновлению результатов оценки, кодексов поведения, комплаенс-программ; ненадлежащего доведения сведений об установленных мерах противодействия коррупции до сотрудников – от €1 000 до €25 000 (от 83 150 рублей до 2 078 750 рублей) для юридического лица, от €1 000 до €2 500 (от 83 150 рублей до 207 875 рублей) для физических лиц.

При этом юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, если нарушение совершено членом органа управления, агентом, представителем или работником организации при исполнении им соответствующих функций либо от их имени и по их поручению. Организация освобождается от ответственности, если указанное лицо намеренно действовало вопреки приказам или прямым инструкциям организации. В том случае, если нарушение может быть устранено, а также отсутствуют высокая степень вины и факты предшествующего привлечения организации к ответственности за нарушения аналогичного характера, дело об административном правонарушении может быть приостановлено до момента принятия мер по устранению нарушения, а после принятия таких мер закрыто.

Руководители компании, должностное лицо, ответственное за соблюдение требований комплаенс-программ, и лица, реализующие функции руководства или контроля в сфере деятельности организации, в рамках которой сбыло совершено правонарушение, несут ответственность в случае, если непосредственно сами совершают противоправное действие или если не принимают мер для немедленного прекращения нарушения, о котором осведомлены.

Одновременно физические лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, а в отношении организаций частного сектора могут применяться такие санкции, как публикация приговора в национальной, региональной или местной газете, а также на официальном сайте Национального комитета борьбы с коррупцией (Mecanismo Nacional Anticorrupção – MENAC), в зависимости от тяжести правонарушения.

MENAC, создание которого также предусматривается данным законом, представляет собой независимый орган, обладающий административной и финансовой автономией и подчиняющийся только Счетной палате. К его полномочиям отнесены:

  • продвижение и контроль внедрения мер по предупреждению коррупции в организациях;
  • планирование и осуществление контроля и надзора за соблюдением требований закона во взаимодействии с генеральными инспекциями или аналогичными органами и региональными инспекциями применительно к организациям государственного сектора, а также подача обращений с просьбой о проведении инспекционных и аудиторских мероприятий;
  • инициация и принятие решений по делам, связанным с административными коррупционными правонарушениями, сбор штрафов;
  • передача в компетентные органы дел, в которых имеются признаки уголовных преступлений, и оповещение Счетной палаты о нарушениях, имеющих финансовый характер;
  • контроль качества, эффективности и регулярности обновления нормативных документов, принятых организациями государственного сектора для предотвращения коррупции и связанных с ней нарушений;
  • оказание поддержки организациям в разработке и внедрении комплаенс-программ, в частности, издание и публикация на сайте MENAC соответствующих руководящих принципов и директив;
  • проведение информационных кампаний, направленных на предотвращение коррупционных правонарушений, в частности, создание базы данных коррупционных правонарушений и обеспечение функционирования коммуникационной платформы для содействия обмену информацией о стратегиях и лучших практиках в области предупреждения, выявления и предотвращения коррупции и связанных с ней нарушений между компетентными государственными органами, а также координация разработки и реализации ежемесячных антикоррупционных программ;
  • разработка, поощрение или спонсирование исследований, подготовки обзоров, публикаций, проведения учебных мероприятий и других подобных инициатив и т.д.

Хотя закон вступает в силу по истечении 180 дней с момента его опубликования, то есть 7 июня 2022 года, некоторые нормы будут введены не сразу, чтобы дать организациям время на адаптацию: в частности, положения о мерах ответственности за неисполнение требований закона начнут действовать только через год после его вступления в силу, а для организаций частного сектора, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, – через два года.

Темы
Меры ответственности
Стандарты поведения
Антикоррупционные органы
Комплаенс
Обучение и просвещение
Заявители о коррупции
Конфликт интересов

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.