Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Актуальные вопросы противодействия коррупции: регулирование деятельности «помощников»
Н.С. Горбачева

На фоне растущего внимания к теме контроля за деятельностью организаций, оказывающих содействие в получении, сокрытии и использовании неправомерных доходов, рассмотрели перспективы развития соответствующего регулирования.

Кто такие «помощники»?

Недавнее расследование Pandora Papers, среди прочего, вновь обратило внимание мировой общественности на значимость организаций-«помощников» в передвижении коррупционных доходов.

В англоязычной литературе для обозначения таких «помощников», как правило, используется термин enablers, под которым понимаются различного рода физические и юридические лица, оказывающие содействие в выводе, использовании или сокрытии активов, в том числе полученных в результате неправомерной деятельности*. Перечень лиц, которые могут выступать в качестве enablers, достаточно широк. Например, Альянс за защиту демократии (Alliance for Securing Democracy) в своем недавнем докладе выделил следующие категории «помощников»:

  • фонды прямых инвестиций и хедж-фонды,
  • страховщики титула недвижимости (страхование титула – защита от утраты права собственности на недвижимость),
  • арт-дилеры,
  • юридические фирмы,
  • фирмы, предлагающие услуги по учреждению трастов и иных компаний,
  • бухгалтерские и консалтинговые фирмы,
  • фирмы, оказывающие PR и маркетинговые услуги,
  • агенты по недвижимости, эскроу-агенты и юристы по недвижимости,
  • продавцы люксовых автомобилей,
  • фирмы, оказывающие услуги по работе с криптовалютой и иными видами финансов,

В расследовании Pandora Papers особый акцент был сделан на широком использовании такой категории enablers, как трасты. Траст представляет собой одну из форм доверительного управления и предполагает, что лицо (учредитель) передает свои средства под контроль доверительного управляющего, который, в свою очередь, распоряжается ими от своего имени в соответствии с указаниями учредителя в пользу бенефициаров, которых определяет учредитель.

Как выяснили журналисты-расследователи, в отдельных штатах США (прежде всего, Южной Дакоте, а также Делавэре, Неваде, Вайоминге) регулирование деятельности трастов настолько либерализировано, что в них оказались надежно скрыты миллиарды долларов богатейших людей со всего мира, в том числе полученные в результате неправомерной деятельности. Трасты в США являются особенно привлекательным инструментом для сокрытия средств по ряду причин, в том числе: 1) упрощенный способ создания не требует их регистрации в качестве юридических лиц, а значит, отсутствуют какие-либо открытые сведения об их деятельности и даже зачастую об их существовании; 2) возможность учредителя одновременно являться и бенефициаром, и даже доверительным управляющим; 3) трасты здесь пользуются одними из самых мощных в мире средств правовой защиты от претензий бывших супругов, деловых партнеров, кредиторов, спорных клиентов и почти любых иных категорий «посторонних» лиц – так называемым charging order.

Кроме этого, Pandora Papers выявили факты использования в качестве enablers крупнейших международных юридических фирм, таких как Baker McKenzie, оказывавших своим клиентам помощь в размещении активов в офшорных зонах, в том числе за счет создания фиктивных компаний.

Как видно из приведенных примеров, «помощники» представляют собой отнюдь не только незаметные маленькие фирмы из «стран третьего мира» – enablers нередко являются компании, в том числе крупные, располагающиеся в наиболее развитых государствах. Данный факт подтверждается и результатами исследований: так, составители Рейтинга финансовой секретности, о котором мы уже писали ранее, отмечали, что, вопреки распространенному заблуждению, незаконные активы чаще скрывают не на «маленьких усыпанных пальмами островах», а с использованием финансовых систем крупнейших и богатейших стран мира (включая США, Великобританию, Швейцарию и иные).

Как регулируется деятельность «помощников»?

Необходимость регулирования деятельности enablers не является чем-то принципиально новым для международного сообщества: этой теме посвящен ряд аналитических материалов международных организаций (см., например, публикацию Инициативы по возвращению похищенных активов (StAR) 2011 года или доклад Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) 2018 года), во всем мире внедряются механизмы контроля за соответствующими субъектами.

Как правило, такие меры регулирования вводятся в рамках противодействия отмыванию доходов. Изначально они предполагали контроль только за финансовыми учреждениями, но постепенно в сферу регулирования вошли и иные организации.

В настоящее время в сфере борьбы с отмыванием денег требования к enablers основываются, прежде всего, на Рекомендациях ФАТФ, предусматривающих:

  1. необходимость раскрытия информации о бенефициарных собственниках для различных компаний (рекомендации 24 и 25),
  2. обязанность проводить проверку добросовестности своих клиентов (customer due diligence) для финансовых организаций и для отдельных категорий нефинансовых субъектов (казино, агентов по недвижимости, дилеров драгоценных металлов и камней, юристов, нотариусов, иных независимых специалистов в области права и бухгалтеров, фирм, предлагающих услуги по учреждению трастов и иных компаний) (рекомендации 10 и 22 соответственно),
  3. необходимость уведомлять надзорные органы о подозрительных операциях (рекомендация 23).

На необходимость введения мер регулирования деятельности широкого круга enablers указывает и Группа высокого уровня ООН по вопросам финансовой подотчетности, прозрачности и неподкупности (FACTI), которая в своем итоговом докладе за 2020 год в качестве одной из рекомендаций отмечала необходимость разработки международных стандартов/руководств для финансовых, юридических, бухгалтерских и других enablers и приведения национальных систем регулирования их деятельности в соответствие с такими стандартам (рекомендация 6).

Первая волна законов о регистрации бенефициарных собственников началась со стран ЕС, когда в связи с принятием четвертой Директивы о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма (версия на английском, версия на русском) государства-члены ЕС обязались создать реестры бенефициарных собственников для юридических лиц, зарегистрированных в ЕС, и для трастов, управляемых в ЕС и порождающих налоговые последствия. К апрелю 2020 года, по данным FACTI, количество стран, в которых появились соответствующая нормативная база, приблизилось к 80. К настоящему времени их число еще больше возросло, в частности, в начале 2021 года Закон о корпоративной прозрачности (Corporate Transparency Act – CTA) был принят в США.

Что касается customer due diligence и раскрытия информации о подозрительных транзакциях, соответствующие положения для широкого круга enablers на сегодняшний день уже включены в законодательство ряда стран.

Так, согласно Закону о предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма Литвы (Republic of Lithuania Law on the Prevention of Money Laundering and Terrorist Financing), проводить проверку добросовестности клиентов и уведомлять Службe расследования финансовых преступлений (Financial Crime Investigation Service) о подозрительных операциях должны финансовые учреждения и «иные обязанные субъекты», к которым относятся:

  • аудиторы-индивидуальные предприниматели и аудиторские фирмы,
  • сотрудники судебных органов и их агенты,
  • предприятия и самозанятые лица, предоставляющие бухгалтерские или налоговые консультационные услуги,
  • нотариусы, нотариальные агенты и лица, имеющие право совершать нотариальные действия, а также адвокаты и помощники адвокатов, действующие от имени и в интересах своего клиента или помогая в планировании или совершении сделок для своего клиента, касающихся покупки или продажи недвижимого имущества или предприятий, управления деньгами, ценными бумагами или иными активами клиентов, открытия или управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг, организации взносов, необходимых для учреждения, функционирования или управления юридическими лицами, возникновения или создания и деятельности или управления трастом или учреждением компании и поставщиков административных услуг и/или связанными сделками,
  • иные лица, предоставляющие услуги по созданию трастов или по регистрации компаний или их администрированию,
  • лица, занимающиеся экономической и коммерческой деятельностью, связанной с торговлей драгоценными камнями, драгоценными металлами, движимыми культурными ценностями, антиквариатом или иным имуществом, стоимость которого равна или превышает €10000 или эквивалентную сумму в иностранной валюте (как в рамках одной транзакции, так и в ходе серии связанных операций при условии, что платежи производятся наличными),
  • компании, ведущие игорную и лотерейную деятельность,
  • закрытые инвестиционные общества,
  • агенты по недвижимости/брокеры, действующие от имени и в интересах своего клиента или помогая в совершении сделок для своего клиента, касающихся покупки или продажи недвижимого имущества и/или связанных сделок.

Обновленный в 2020 году Закон о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Камбоджи теперь также предусматривает необходимость проводить оценку добросовестности своих клиентов и информирования о подозрительных транзакциях для широкого круга лиц и организаций, включая: финансовые учреждения, банки, страховые компании, брокерские фирмы, кредитные кооперативы, обменные пункты, микрофинансовые учреждения, лизинговые компании, агентов по недвижимости, паевые инвестиционные фонды и компании, управляющие активами, компании, предоставляющие услуги по переводу денег, торговцев ювелирными изделиями, почтовые отделения, занимающиеся транзакциями, нотариусов, юристов, бухгалтеров, аудиторов, инвестиционных консультантов, казино и т.д.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, далеко не все страны исполнили соответствующие рекомендации ФАТФ в полном объеме (например, законодательство Дании не охватывает такую важную категорию enablers, как юридические компании, Сингапура – агентов по недвижимости), а некоторые государства (США, Австралия, Канада, Китай) изначально и вовсе отказались выполнять указанную рекомендацию.

Сегодня, после разоблачения США как одного из крупнейших «убежищ» для сокрытия средств, в том числе полученных в результате незаконной деятельности, позиция страны относительно необходимости учета рекомендаций ФАТФ, по-видимому, изменилась. В частности, был представлен проект закона «О создании новых органов власти для борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, и предупреждения угроз безопасности» (известный как ENABLERS Act). Указанный документ предусматривает распространение установленных Законом о банковской тайне (Bank Secrecy Act – BSA) для финансовых учреждений требований о проверке клиентов и уведомлении FinCEN о подозрительных транзакциях на иные категории лиц и организаций, а именно:

  • инвестиционных консультантов,
  • арт-дилеров, торгующих произведениями искусства и антиквариатом,
  • поверенных, юридические фирмы и нотариусов, занимающихся финансовой или связанной с ней административной деятельностью от имени другого лица,
  • компании, предоставляющие услуги по учреждению трастов и созданию иных компаний или предоставляющие организациям зарегистрированный офис или адрес,
  • сертифицированных бухгалтеров,
  • организации по связям с общественностью,
  • сторонние платежные сервисы, в том числе платежные системы, консолидаторов чеков и поставщиков услуг кассовых хранилищ.

Однако, несмотря на развитие регулирования деятельности enablers и его постепенное распространение на все более широкий круг организаций, следует отметить, что соответствующие требования законодательства зачастую выполняются сугубо формально. Это относится даже к финансовым учреждениям, с обеспечения контроля за клиентами которых начиналась деятельность по борьбе с отмыванием денег. В результате, принимаемые меры оказываются недостаточно эффективными в противодействии движению преступных, в том числе коррупционных, денежных потоков.

К таким выводам, в частности, приходит команда исследователей под руководством Джейсона Шермана (Jason Sharman) в своих публикациях из серии Global Shell Games (дословно – «Всемирные игры с “оболочками”», т.е. подставными или фиктивными компаниями)**. Представляясь потенциальными клиентами, желающими учредить (использовать существующую) анонимную компанию, авторы обратились к почти 4000 «помощников» в более чем 180 странах, чтобы выяснить, насколько легко можно создать организацию, отследить реальных бенефициарных собственников которой будет проблематично, и насколько тщательно при этом соответствующие enablers проверяют добросовестность намерений своих клиентов. Как показало исследование, существующие правила, предусматривающие обязанность лиц, предоставляющих услуги по созданию компаний-«оболочек», собирать документы, которые позволяют идентифицировать их клиентов и выявлять их возможную недобросовестность, в реальности практически не выполняются. Почти половина всех полученных ответов (48%) не содержали всех необходимых требований, позволяющих надлежащим образом подтвердить личность лица, желающего открыть анонимную компанию, а 22% «помощников» вообще не требовали каких-либо документов, удостоверяющих личность.


* Вместе с тем, на наш взгляд, понятие enablers можно толковать и более широко, включая в него не только физических и юридических лиц, помогающих выводить, использовать или скрывать незаконные активы, но и компании, позволяющие реализовывать первоначальные преступные схемы, в ходе которых указанные активы были получены. Например, одним из получивших широкую известность enablers, оказывавших помощь в выплате незаконного вознаграждения должностным лицам, стала компания Unaoil, о которой мы писали ранее: хотя она позиционировала себя как консультанта «по промышленным решениям для энергетического сектора на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Африке», вся деятельность компании фактически заключалась в том, чтобы выступать посредником в передаче взяток должностным лицам указанных регионов от организаций, желавших получить их расположение или заключить выгодные государственные контракты.

**С основными результатами исследований можно ознакомиться на сайте проекта Global Shell Games (доступ к сайту ограничен на территории Российской Федерации).

Темы
Отмывание
Незаконное обогащение
Прозрачность

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.