Глобальный доклад о коррупции в спорте (Global Report on Corruption in Sport) был подготовлен под руководством Управления ООН по наркотикам и преступности при финансовой поддержке Российской Федерации и Норвегии с привлечением более 180 экспертов из разных стран (представителей государственных органов, международных организаций, спортивных организаций и частного сектора), в том числе сотрудников Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ.
Как отмечают авторы документа, коррупция в спорте как явление существует очень давно – первые ее случаи документируются еще периодом проведения Античных Олимпийских игр, – однако именно в последние десятилетия наблюдается заметный рост преступной деятельности в данной сфере, связанный, в том числе с процессами глобализации, значительными денежными вливаниями, прежде всего на уровне профессионального спорта, быстрым ростом сферы легальных и нелегальных ставок на спорт и активным развитием информационных технологий.
В этой связи тема коррупции в спорте становится особенно актуальной и все более пристально рассматривается на различных международных площадках: от единичных общих заявлений о приверженности борьбе с коррупцией в данной сфере международные организации постепенно переходят к принятию отдельных документов, посвященных противодействию коррупции в спорте. Так, по итогам конференций стран-участниц Конвенции ООН против коррупции (КПН ООН) 2017 и 2019 гг. были приняты две резолюции, полностью посвященные теме противодействия коррупции в спорте: Резолюция 7/8 «Коррупция в спорте» (Resolution 7/8 «Corruption in sport») и Резолюция 8/4 «Защищая спорт от коррупции» (Resolution 8/4 «Safeguarding sport from corruption»), по результатам саммита глав стран «Группы двадцати» 2021 года были одобрены Принципы высокого уровня G20 по борьбе с коррупцией в спорте (G20 High-Level Principles on Tackling Corruption in Sport), публикуются различные аналитические документы.
Новый большой доклад ООН содержательно разделен на 10 частей, каждую из которых можно скачать в форме отдельного документа:
1. Эволюция коррупционных практик в спорте
В данном разделе рассматриваются ключевые тенденции развития спортивного сектора, в том числе влияние на него глобализации, экономических и технологических инноваций, а также представлены обобщенные сведения о коррупционных рисках в трех наиболее распространенных областях: манипулирование соревнованиями, коррупция внутри спортивных организаций и деятельность организованной преступности (подробно эти и иные коррупционные практики рассматриваются в других частях доклада) – и об основных реформах, предпринимаемых международными спортивными организациями для борьбы с ними.
2. Применение Конвенции ООН против коррупции в сфере спорта
В разделе анализируются возможности по применению к нарушениям в спортивном секторе положений КПК ООН, касающихся:
1) мер предупреждения коррупции, включая разработку общей антикоррупционной политики, установление стандартов поведения, принятие мер по обеспечению надлежащего управления и прозрачности, противодействие коррупции в области закупок и организации спортивных мероприятий, проведение антикоррупционного обучения и т.д.;
2) криминализации коррупционных нарушений и правоприменению соответствующих норм, в том числе через установление уголовной ответственности за коррупцию в частном и государственном секторах, введение в качестве отдельного состава преступления коррупции в сфере спорта, применение положений о мошенничестве и об отмывании доходов;
3) правоохранительной деятельности, включая создание и обеспечение функционирования соответствующих органов, внедрение механизмов раскрытия компетентным органам информации о нарушениях, использование специальных методов расследования, применение антикоррупционного законодательства экстратерриториального действия;
4) международного сотрудничества по всем направлениям борьбы с коррупцией, включая предупреждение, расследование и судебное преследование правонарушителей.
Как отмечают авторы доклада, использовать положения КПК ООН для противодействия коррупции в спорте могут не только страны-участницы, но и спортивные организации, адаптируя ее положения для создания собственных систем предупреждения, выявления, расследования и наказания коррупции.
Дополнительно в разделе приводятся рекомендации по использованию КПК ООН для противодействия коррупции в сфере спорта:
1) для стран:
- обеспечение эффективного применения КПК ООН;
- разработка всеобъемлющей политики по борьбе с коррупцией в спорте на основе оценки существующих коррупционных рисков, включая, где это применимо, но не ограничиваясь ими, риски, связанные с организацией крупных спортивных мероприятий, манипулированием соревнованиями и незаконными ставками, а также риски негативного влияния на детей, молодых спортсменов и другие уязвимые группы;
- учреждение органа (органов), ответственных за предупреждение, выявление, расследование и наказание случаев коррупции в спорте;
- обеспечение поддержки программ, проектов, целевых групп, групп экспертов и различных инициатив, способствующих развитию и укреплению сотрудничества и обмену информацией и передовым опытом между правоохранительными органами, органами уголовного правосудия, органами по предупреждению коррупции, законодателями и политическими деятелями
2) для спортивных организаций:
- пересмотр и обновление, при необходимости, своих правил и положений в соответствии с принципами КПК ООН;
- включение обязанности представления публичной отчетности о коррупционных рисках в своей организации в политику раскрытия информации;
- разработка комплексной антикоррупционной политики на основе оценки коррупционных рисков, с которыми сталкиваются организации;
- разработка, внедрение и упрощение механизмов информирования о фактах коррупции, включая возможность анонимного раскрытия информации;
- обеспечение доступа сотрудников к службам, которые могут предоставить конфиденциальные консультации о способах предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- разработка и внедрение процедур отбора лиц на должности, подверженные повышенным коррупционным рискам;
- создание органа (органов), ответственных за предупреждение, выявление, расследование и наказание за коррупцию, обеспечение надлежащего уровня автономности, предоставление ресурсов, обучение сотрудников таких органов.
3. Обзор международных инициатив по борьбе с коррупцией в спорте
В данном разделе представлена информация об инициативах, направленных на противодействие коррупции в спорте, существующих на уровне отдельных стран, а также реализуемых международными организациями.
В частности, в докладе рассматриваются примеры:
1) специальных законов, кодексов поведения, политик по борьбе с коррупцией в разных странах, например, Кодекс этики и спортивного поведения Мозамбика, устанавливающий принципы, которыми должны руководствоваться спортсмены, специалисты по физическому воспитанию, судьи, спортивные менеджеры и администраторы, зрители, организаторы спортивных мероприятий и волонтеры; декларация о надлежащем управлении Олимпийского комитета Эстонии, факт присоединения к которой влияет на решение о предоставлении финансирования спортивным организациям; принятая в Самоа Национальная спортивная стратегия на 2018-2028 гг., предусматривающая, среди прочего, необходимость создания и укрепления систем ведения учета, финансового управления, подотчетности и управления данными в национальных спортивных организациях, и т.п.;
2) подходов стран к внедрению институциональных и координационных механизмов противодействия коррупции – как отмечают авторы, большинство стран выбирает подход, предполагающий создание специального органа (рабочей группы или целевой группы) в качестве координационного центра по разработке, реализации и мониторингу политики, направленной на борьбу с коррупцией в спорте, например, существующий в Анголе Национальный совет по дисциплине и этике в спорте отвечает за урегулирование административных конфликтов; Отдел по обеспечению неподкупности Совета по спорту Японии осуществляет, в том числе мониторинг деятельности спортивных организаций и реализующий программы по предупреждению ненадлежащей деятельности или поведения, угрожающих неподкупности в сфере спорта (например, посредством разработки образовательных программ); в Австралии создан отдельный орган – Sport Integrity Australia, – ответственный за разработку комплексного подхода к борьбе с коррупцией в спорте, и т.п.
В части международных инициатив в докладе представлены подробные сведения о принятых международными организациями – ООН, Советом Европы, Европейским союзом, «Группой двадцати», ОЭСР, Интерполом, ФАТФ, Международным партнерством против коррупции в спорте, Международным альянсом по обеспечению неподкупности спорта – руководящих документах и полезных публикациях, касающихся темы противодействия коррупции в сфере спорта.
В разделе также предложены рекомендации по совершенствованию инициатив стран и спортивных организаций по борьбе с коррупцией в спорте:
- проведение оценки рисков коррупции в спорте, разработка, внедрение и мониторинг стратегий и планов по минимизации таких рисков;
- создание специализированного органа (органов), ответственных за предупреждение, выявление, расследование и наказание коррупции в спорте;
- создание и поддержка программ подготовки и обучения, учитывающих конкретные потребности и особенности различных субъектов, особенно детей, молодых спортсменов и иных уязвимых групп;
- публикация докладов существующих специализированных органов для улучшения понимания того, как они функционируют, а также выявления и распространения передового опыта.
4. Выявление и раскрытие информации о коррупции в спорте
Четвертый раздел посвящен использованию различных механизмов для выявления коррупционных нарушений, обнаружить которые, как отмечают авторы, может быть непросто ввиду того, что участники коррупционных взаимодействий используют сложные методы для сокрытия своей деятельности, а лица, осведомленные о ней, могут не раскрывать соответствующую информацию, опасаясь возмездия. Такие механизмы могут быть проактивными (например, автоматизированные системы мониторинга ставок и оповещения, которые выявляют случаи манипулирования соревнованиями или нарушения правил ставок, операции под прикрытием, расследовния журналистов) или реактивными (расследования, основанные на поступившей информации о признаках правонарушения, и непосредственно информирование о замеченных фактах коррупции).
В разделе рассматриваются, в частности, различные вариации каналов для раскрытия информации о нарушениях, в том числе применяемые в спортивных организациях, меры по защите заявителей о коррупции, возможности использования информационных технологий для выявления нарушений и информирования о них (например, многие спортивные организации имеют доступ к базам данных о лицензированных и нелицензированных рынках ставок и могут выявлять случаи «подозрительной букмекерской деятельности»), принципы обеспечения надлежащей работы журналистов-расследователей и т.д., а также приводятся примеры реализуемых разными странами инициатив по выявления коррупции в спорте. Так, правительство Индии требует от национальных спортивных федераций публиковать на своих веб-сайтах календарь соревнований с указанием мест и дат их проведения, а также критериев отбора для участия в этих соревнованиях; кроме того, правительство назначило национальных наблюдателей в отдельных видах спорта, которые отвечают за обеспечение справедливого и прозрачного отбора игроков и команд, а также за рассмотрение жалоб от игроков и других заинтересованных сторон и, в случае необходимости, за решение вопросов с соответствующими национальными спортивными федерациями. Футбольная конфедерация Бразилии внедрила специальный канал отчетности (канал футбольной этики Бразилии), который принимает жалобы, связанные с коррупцией, и учредила Комитет по этике футбола Бразилии. В Новой Зеландии сформирована независимая Рабочая группа по неподкупности, рассматривающая возможности повышения эффективности институциональных механизмов обеспечения неподкупности в спорте.
В целях совершенствования процессов выявления и информирования о случаях коррупции в сфере спорта авторы документа предлагают:
1) странам:
- обеспечить надлежащую подготовку, ресурсы и оборудование для следователей из соответствующих правоохранительных органов и органов уголовного правосудия, занимающихся делами о коррупции в спорте;
- поощрять деятельность и создавать условия для свободных и независимых СМИ и журналистских расследований;
- формировать на национальном уровне специализированные подразделения, национальные платформы, целевые (рабочие) группы, которые будут действовать в качестве центров обмена информацией и пунктов для международного сотрудничества в целях поддержки проактивных и реактивных механизмов выявления коррупции в спорте;
- создать и поддерживать работу механизмов информирования о нарушениях и эффективных мер защиты лиц, сообщающих о них, а также свидетелей и жертва коррупционных преступлений, их родственников и иных близких лиц;
2) спортивным организациям:
- разрабатывать и внедрять механизмы информирования о нарушениях;
- сформировать координационные центры, специализированные подразделения и внедрить механизмы внутреннего контроля для оказания помощи в предотвращении, выявлении и расследовании правонарушений, включая коррупционные;
- периодически отчитываться о деятельности, проходить независимый аудит, рассматривать возможность использования услуг внешних специалистов и разрабатывать кодексы поведения и политику конфликтов интересов для своих членов, в частности тех, кто получает государственные средства и т.д.
5. Гендер и коррупция в спорте
В разделе рассматриваются вопросы, связанные с гендерным неравенством в сфере спорта, в том числе недостатком женщин в управлении спортом, разрывом в оплате труда, различного рода злоупотреблениями, включая превышение полномочий и гендерное насилие, и т.д.
В целях преодоления существующих проблем авторы доклада рекомендуют, среди прочего:
1) странам:
- увеличить инвестиции в развитие женского спорта и обеспечить создание равных возможностей для девочек в спорте;
- усовершенствовать законодательство по борьбе с насилием, в том числе сексуальными домогательствами в отношении девочек/женщин в спорте;
- проводить исследования для понимания факторов риска, социальных норм и культурных традиций, которые влияют на участие женщин в различных формах коррупции в спорте и противодействие им и т.д.;
2) спортивным организациям:
- продвигать женщин на руководящие должности и расширять возможности для обучения;
- принимать меры по устранению вредных гендерных стереотипов и продвижению позитивных ролевых моделей;
- расширять возможности для спортсменок по использованию спонсорской поддержки и обеспечивать равный прожиточный минимум для женщин в спорте и т.д.
6. Организованная преступность и спорт
В разделе рассматриваются возможности использования спорта организованными преступными группировками и меры по борьбе с соответствующими нарушениями.
В частности, анализируются положения международных соглашений (КПК ООН и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности), применимые для целей борьбы с организованной преступностью в спорте, а также особенности вовлечения организованной преступности в неправомерную деятельности в области спорта, ключевые вопросы, тенденции и основные формы такой незаконной деятельности. Так, организованные преступные группировки могут:
- использовать спортивные организации, особенно футбольные клубы второстепенных или непрофессиональных лиг, для оказания влияния и отмывания денег, в том числе посредством фиктивного спонсорства;
- контролировать незаконные ставки на спорт;
- участвовать в манипулировании результатами соревнованиями;
- участвовать в мошеннических схемах, связанных с проведением государственных закупок для строительства спортивной инфраструктуры и т.п.
Кроме того, в документе приводятся кейсы отдельных стран по привлечению к ответственности организованных преступных группировок за коррупционные преступления в сфере спорта. Например, описывается случай, когда бывший Министр спорта Кении и три должностных лица Министерства спорта, а также бывший президент Национального олимпийского комитета Кении (НОКК) и три должностных лица НОКК были обвинены в растрате средств, выделенных на проведение Олимпийских игр 2016 года; случай, когда в Турции был арестован 61 человек, включая руководителей клубов и игроков национальной сборной, по подозрению в участии в подтасовке результатов 19 футбольных матчей; случай, когда расследование Национального антикоррупционного центра Молдавии при поддержке Европола выявило вовлечение половины команд высшей лиги страны в манипулирование результатами около 20 футбольных матчей: участники преступной схемы оказывали влияние на исход игр и делали ставки в основном на азиатском рынке.
Дли борьбы с деятельностью организованной преступности в сфере спорта авторы предлагают следующие рекомендации:
1) странам:
- реализовывать положения вышеупомянутых конвенций ООН;
- проводить комплексные оценки угроз деятельности организованной преступности и коррупции в спорте на местном, национальном, региональном и международном уровнях;
- формировать специализированные органы для борьбы с организованной преступностью в спорте, обеспечивать их необходимыми финансовыми, техническими и человеческими ресурсами, проводить обучение сотрудников;
- внедрять механизмы сотрудничества между правоохранительными органами, спортивными организациями и иными заинтересованными сторонами для содействия обмену информацией и передовым опытом в области предупреждения и пресечения деятельности организованных преступных групп и т.д.;
2) спортивным организациям:
- повышать прозрачность и подотчетность трансфера спортсменов и внедрять механизмы контроля и добровольного раскрытия информации для руководителей, сотрудников и спортсменов, проводить регулярную оценку рисков проникновения организованной преступности в спортивную сферу;
- осуществлять тщательную проверку добросовестности инвесторов, коммерческих партнеров, агентов и посредников, вовлеченных в деятельность и операции в области спорта, которые подвержены повышенному риску коррупции, отмывания денег и других экономических преступлений;
- обеспечивать ежегодную публикацию отчетов о доходах и расходах и т.д.
7. Коррупция и злоупотребления в спорте
Раздел посвящен проблемам жестокого обращения и насилия в спорте, включая сексуальную эксплуатацию, а также вопросам злоупотребления служебным положением, взяточничества, защиты лиц, сообщающих о нарушениях, свидетелей, экспертов и жертв преступлений.
В качестве рекомендаций по борьбе с соответствующими нарушениями авторы предлагают:
1) странам:
- разрабатывать и внедрять законодательство, обязывающее все спортивные учреждения в качестве требования для получения государственного финансирования принимать политику и процедуры обеспечения безопасности в соответствии с Руководящими принципами предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН, включая проведение проверки биографических данных всех лиц, работающих с детьми в спорте;
- обеспечивать своевременное и эффективное расследование и судебное преследование в отношении физических и юридических лиц, ответственных за акты насилия в спорте;
- предоставлять всестороннюю помощь для пострадавших, включая медицинское обслуживание, социальные услуги, поддержку жертв, защиту и юридическую помощь и т.д.;
2) спортивным организациям:
- укреплять механизмы управления, прозрачности и подотчетности для продвижения неподкупности и эффективного противодействия злоупотреблениям в спорте;
- обеспечить принятие политики абсолютной нетерпимости к любым формам злоупотреблений, кодексов поведения, правил, положений и политики в отношении конфликта интересов;
- проводить консультации с пострадавшими для разработки политики и протоколов, ориентированных на пострадавших;
- обеспечить наличие механизмов рассмотрения жалоб на оперативном уровне для отдельных лиц и групп, пострадавших от злоупотреблений и насилия в спорте, и т.д.
8. Манипулирование спортивными соревнованиями
В разделе рассматривается одна из наиболее распространенных коррупционных практик в сфере спорта – манипулирование спортивными соревнованиями. Как отмечают авторы, манипулирование может использоваться для получения преимущества в рамках самого соревнования (например, обеспечение предположительно выгодной жеребьевки) или создания условий для победы ставок на результаты соревнования. Учитывая, что не многие юрисдикции прямо криминализируют такого рода незаконную деятельность (как ранее уже отмечалось в докладе ООН, на данный момент соответствующий состав преступления предусмотрен в законодательстве 45 стран), отдельные лица и организованные преступные группы, работающие вне спортивных дисциплинарных рамок, часто продолжают безнаказанно заниматься такого рода неправомерной деятельностью. Еще большую проблему представляет развитие киберспорта и виртуальных игр, которые также стали объектом манипулирования, но для которых в принципе отсутствует единый руководящий орган, осуществляющий регулирование и контроль соблюдения законодательства.
В разделе рассматриваются отдельные инструменты, которые могут быть использованы для борьбы с манипулированием спортивными соревнованиями, существующие на международном уровне, на уровне отдельных государств и спортивных организаций, а также примеры стран по выявлению и информированию, мониторингу и расследованию случаев манипулирования соревнованиями и применяемые санкции. Например, в Румынии Закон о защите заявителей был адаптирован к информированию о нарушениях в спорте, для реализации требований закона Румынская федерация футбола создала многостороннюю платформу под названием «Чистый футбол» (Clean Football), чтобы сотрудники, спортсмены и официальные лица матчей могли сообщать о коррупционных нарушениях, используя внутриорганизационные каналы. В структуре органов полиции австралийского штата Виктория создано специальное Подразделение по сбору оперативной информации о неподкупности в спорте, ответственное за расследование случаев договорных матчей и коррупции, связанной со спортивными ставками, предотвращение незаконных ставок и разрушение организованных преступных сетей.
Для противодействия манипулированию спортивными соревнованиями авторы доклада рекомендуют:
1) странам:
- обеспечивать более эффективное применение существующего законодательства в отношении манипулирования спортивными соревнованиями или, при необходимости, разработку специального законодательства для криминализации манипулирования спортивными соревнованиями;
- проводить информационно-просветительские мероприятия для должностных лиц государственных органов, спортивных организаций и иных заинтересованных сторон по вопросам угрозы манипулирования спортивными соревнованиями;
- обеспечивать наличия необходимых регулятивных полномочий для принуждения операторов ставок к созданию надежных механизмов мониторинга подозрительных ставок и установления обязанности сообщать такую информацию или раскрывать ее по требованию в поддержку расследований и т.д.;
2) спортивным организациям:
- разрабатывать и внедрять правила стандарты и положения по борьбе с манипулированием соревнованиями в соответствии с Кодексом Олимпийского движения по предотвращению манипулирования соревнованиями;
- разрабатывать и внедрять программы по обеспечению неподкупности в спорте для своих членов и иных заинтересованных сторон, уделяя приоритетное внимание повышению осведомленности, внедрению механизмов информирования о нарушениях в спорте, продвижению существующих механизмов среди заинтересованных сторон;
- принятие строгих мер безопасности на спортивных объектах и в гостиницах, используемых ключевыми участниками во время матчей и соревнований, чтобы пресечь взаимодействие с ними лиц, занимающихся манипулированием соревнованиями и т.д.;
3) операторам ставок:
- поддерживать спортивные организации и государственные органы в борьбе с манипулированием соревнованиями с использованием инструментов расследования и сбора информации;
- разрабатывать и внедрять программы по соблюдению требований для членов и иных заинтересованных сторон, включая положения о конфликте интересов и раскрытии внутренней информации;
- внедрять механизмы мониторинга подозрительных ставок и информирования о такой подозрительной деятельности соответствующих государственных органов.
9. Незаконные ставки и спорт
В данном разделе рассматриваются особенности легальных и нелегальных ставок на спорт, их связь с отмыванием доходов и использование организованными преступными группами.
В целом, как отмечено в докладе, рынки ставок можно условно разделить на «белый» (букмекерские операторы, имеющие лицензию на деятельность во всех юрисдикциях, в которых они принимают ставки), «серый» (букмекерские операторы, имеющие лицензию хотя бы в одной юрисдикции, но принимающие ставки в регионах, где ставки являются незаконными) и «черный» (нелицензированные операторы ставок, которые действуют в нескольких юрисдикциях и могут рассматриваться как форма транснациональной организованной преступности). При этом на нелегальных операторов ставок не распространяется ни одна из мер надзора по борьбе с отмыванием денег, установленных для легальных букмекерских контор или финансовых субъектов (такие меры позволяют пресечь использование букмекерской деятельности в качестве прикрытия для перемещения коррупционных доходов). Дополнительные трудности создает и то, что многие операторы ставок существуют только в виртуальном пространстве, а для ставок используются криптовалюты.
В разделе также приводятся примеры инициатив и норм законодательства отдельных стран и спортивных организаций, направленных на борьбу с незаконными ставками. Например, на Мальте действует трехуровневая система игорного законодательства, основанная на Законе об азартных играх, правилах, опубликованных министерством, ответственным за азартные игры, и директивах для лицензиатов, а также правилах, опубликованных Управлением по азартным играм Мальты; в 2018 г. в Управлении был создан специальный отдел, в задачи которого входит проведение проверок на предмет наличия у владельцев игровых лицензий необходимой политики, мер обеспечения и контроля, процедур и их эффективного применения для предотвращения использования их бизнеса в целях отмывания денег. В Швейцарии на Федеральную комиссию по азартным играм, среди прочего, возложены функции по блокировке доступа к незаконным онлайн-предложениям и преследованию за уголовные преступления, связанные с незаконными азартными играми.
Для борьбы с незаконными ставками и связанными с ними преступлениями авторы предлагают следующие рекомендации:
1) для стран:
- разработка положений законодательства, надлежащим образом криминализирующих незаконные ставки и связанные с ними манипуляции со спортивными соревнованиями, а также устанавливающих обязанность операторов ставок, предлагающих ставки на спортивные события, сообщать регулирующим органам о случаях подозрительных ставок;
- разработка правил, требующих от лицензированных операторов ставок публиковать официальный список акционеров, материнских компаний и дочерних предприятий, чтобы прояснить личность их владельцев;
- стимулирование правоохранительных органов и органов уголовного правосудия к рассмотрению незаконной букмекерской деятельности, связанной отмыванием доходов, как части работы с доходами от преступлений и т.д.;
2) для регуляторов рынка ставок:
- создание подразделений по борьбе с отмыванием денег для содействия расширенному целостному взгляду на лицензированных операторов азартных игр с точки зрения надзора и мониторинга;
- обеспечение того, чтобы меры по борьбе с отмыванием денег включали: требования по борьбе с отмыванием денег в соответствии с руководящими принципами ФАТФ; запрет на использование операторами букмекерских контор фирм по обработке анонимных платежей; регистрацию идентификационных данных клиентов и данных о ставках; информирование органов по борьбе с финансовыми преступлениями о подозрительных операциях и случаях, когда определенный порог крупных ставок был превышен отдельным лицом или в результате нескольких связанных операций.
10. Крупные спортивные мероприятия и коррупция
Последний раздел посвящен коррупционным практикам, связанным с планированием и проведением крупных спортивных мероприятий.
Как отмечают авторы доклада, крупные спортивные мероприятия, которые требуют значительных денежных средств, сложной логистики и сотрудничества различных заинтересованных сторон, подвержены таким нарушениям, как, например, манипуляции с процессами выбора принимающей стороны, схемы финансовых откатов, связанные с использованием государственных средств на развитие инфраструктуры для проведения крупных спортивных мероприятий, конфликты интересов с участием международных спортивных организаций, перепродажа билетов на соревнования организаторами мероприятий с целью получения личной выгоды, а также коррупция, связанная с возможностями спонсорства и приобретением прав на СМИ для крупных спортивных мероприятий.
Для предупреждения соответствующих нарушений в докладе рекомендуются следующие меры:
1) странам:
- определять и составлять карту ролей и обязанностей заинтересованных сторон в создании спортивной инфраструктуры, включая агентства-исполнители и поставщиков строительных материалов, а также архитекторов, менеджеров проектов и иных участников;
- разрабатывать стратегии, направленные на централизацию информации, касающейся развития спортивной инфраструктуры;
- осуществлять тщательную оценку потребностей на этапе планирования проведения крупного спортивного мероприятия и следить, чтобы никакие внешние (или недобросовестные внутренние) заинтересованные лица не влияли на результаты такой оценки;
- разработать и внедрить кодекс поведения для различных заинтересованных сторон, участвующих в проведении крупных спортивных мероприятий, и т.д.;
2) спортивным организациям:
- регулировать использование систем комиссионных платежей с участием заинтересованных сторон, связанных с крупными спортивными мероприятиями, и включить в кодексы поведения положения, предусматривающие регулирование деятельности персонала и консультантов, участвующих в закупке товаров и услуг у сторонних поставщиков;
- принять и опубликовать четкий набор критериев, которыми руководствуются обе стороны, участвующие в торгах;
- публиковать результаты оценок заявок и обеспечивать их доступность для всех заинтересованных сторон, включая широкую общественность;
- сформировать комиссии по этике, которые могут проводить проверку биографических данных различных участников процесса отбора стран для проведения крупных спортивных мероприятий, и т.д.