Разработка «контрольных показателей» велась с 2018 года. Соответствующие рекомендации призваны помочь правительствам и организациям государственного сектора в оценке своей нормативной правовой базы, процедур и инструментов противодействия коррупции и определении потребности в их дальнейшем совершенствовании.
Документ представляет собой комплексную «дорожную карту» антикоррупционной деятельности в стране, охватывающую основные сферы, важные с точки зрения противодействия коррупции либо подверженные высоким коррупционным рискам («контрольные точки»):
- коррупционные правонарушения, соответствующие меры ответственности и средства правовой защиты;
- антикоррупционные органы;
- проведение расследований, судебное преследование, возврат активов, деятельность правоохранительных органов;
- судебные органы;
- законодательные органы;
- регулирующие органы;
- финансовые учреждения и финансовая система;
- прозрачность владения активами;
- финансирование политической деятельности, предвыборные кампании, лоббистская деятельность;
- органы и организации государственного сектора;
- государственные должностные лица;
- выдача разрешений и лицензий;
- осуществление государственных закупок;
- управление контрактами, концессиями, финансами, имуществом;
- независимый мониторинг и независимый аудит;
- антикоррупционное обучение;
- раскрытие информации о фактах коррупции;
- стандарты поведения и сертификация соответствия;
- участие профессиональных учреждений, бизнес-ассоциаций, гражданского общества в противодействии коррупции;
- международное сотрудничество по вопросам борьбы с коррупцией.
Для каждой «контрольной точки» в документе определены цель и конкретные задачи, выполнение которых требуется для ее достижения («контрольные показатели»).
Так, для «контрольной точки» «Антикоррупционное обучение» предусмотрена цель «установление требований о проведении антикоррупционного обучения среди государственных служащих, иных должностных лиц и работников организаций, заключающих крупные контракты с государством». Для ее достижения определены следующие «контрольные показатели»:
- разработка и внедрение нормативных правовых актов, закрепляющих необходимость прохождения антикоррупционного обучения указанными категориями лиц;
- определение лиц, ответственных за проведение антикоррупционного обучения, в соответствующих органах (организациях);
- определение требований к программам обучения (цели; содержание; круг лиц, обязанных пройти соответствующее обучение, и лиц, проводящих обучение; дата и место проведения обучающих мероприятий; периодичность обучения);
- учет коррупционных рисков, с которыми сталкиваются те или иные категории обучающихся, при разработке программ обучения;
- привлечение к проведению обучения только лиц, обладающих достаточной квалификацией;
- фиксация сведений о проведенном обучении (количество и состав лиц, прошедших обучение; дата проведения и содержание программы обучения; предложения по улучшения процесса обучения; выявленные в рамках обучения недостатки антикоррупционной политики, кодексов поведения, иных документов);
- принятие мер реагирования по результатам проведенных обучающих мероприятий, в том числе совершенствование самого процесса обучения; доработка антикоррупционной политики, кодексов поведения, иных документов в органе (организации); проведение расследований в случае наличия подозрений в том, что имело место коррупционное правонарушение.
«Контрольные показатели», как подчеркивается в документе, разработаны таким образом, чтобы быть достижимыми, применимыми и проверяемыми. При этом, хотя предлагаемые показатели основаны преимущественно на положениях международных и региональных антикоррупционных соглашений, при их разработке авторы документа не стремились полностью повторить их содержание и в отдельных случаях выходили за рамки таких документов, предлагая дополнительные «контрольные показатели», которые, по их мнению, позволят повысить эффективность противодействия коррупции.
Дополнительно для каждой «контрольной точки» в документе представлены комментарии, разъясняющие цель, нормативные правовые основы (положения международных, региональных и национальных документов) ее включения в показатели эффективности антикоррупционной деятельности, а также теоретические примеры того, как предлагаемые в документе рекомендации будут работать на практике.
С ответами на часто задаваемые вопросы по опубликованному документу можно ознакомиться здесь.
*Документ разрабатывался Содружеством наций в партнерстве с Глобальным центром по борьбе с инфраструктурной коррупцией (Global Infrastructure Anti-Corruption Centre – GIACC) и Королевским институтом дипломированных контролеров (Royal Institution of Chartered Surveyors – RICS), а также с привлечением в качестве консультантов Африканского союза (African Union), МВФ, УНП ООН и т.д.