Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Во Франции принята стратегия борьбы с коррупцией в рамках международного сотрудничества

Стратегия разработана в целях снижения рисков коррупционных нарушений в процессе международного сотрудничества. Под сотрудничеством в данном случае понимается техническое сотрудничество Франции с одним или несколькими государствами, оказание официальной помощи в целях обеспечения развития, а также реализация международных инициатив, участником которых является Франция.

Стратегия включает три направления деятельности, для каждого из которых определены конкретные задачи, которые планируется решить к 2030 году в соответствии с Целями в области устойчивого развития.

1. Совершенствование антикоррупционной системы Франции

1.1. Укрепление механизмов противодействия коррупции в рамках международного сотрудничества

Прежде всего, Франция намерена повышать эффективность международного сотрудничества за счет проведения оценки коррупционных рисков при реализации соответствующих проектов, учитывая, в том числе расстановку политических сил в странах-партнерах, выгоды, получаемые участниками их политических систем, а также реформы, проводимые государствами в области управления государственными ресурсами и повышения прозрачности.

Кроме того, страна планирует развивать сеть экспертов, задействованных в процессах международного сотрудничества, которые будут, в том числе регулярно обмениваться релевантной информацией об эффективности соответствующего взаимодействия и изменениях в политических системах и законодательстве государств-партнеров.

1.2. Снижение рисков коррупционных нарушений со стороны национальных органов и организаций

Для решения данной задачи Франция планирует:

  • завершить внедрение механизмов выявления и предотвращения коррупционных нарушений со стороны государственных органов и организаций, в том числе задействованных в процессах международного сотрудничества, а также обеспечить эффективное применение соответствующих мер;
  • укрепить сотрудничество между государственными органами и организациями Франции в выявлении и управлении рисками международной коррупции, в частности, путем обмена информацией и передовым опытом;
  • усовершенствовать механизмы взаимодействия с гражданским обществом, в том числе за счет проведения контекстного анализа, предшествующего оценке страновых рисков;
  • обеспечить разработку программ обучения по вопросам борьбы с коррупцией, внедрения мер по предупреждению коррупционных нарушений и применения санкций в отношении государственных служащих Франции, командированных заграницу, соответствующими ведомствами.

2. Содействие в борьбе с коррупцией и улучшении управления в рамках международного сотрудничества

2.1. Обеспечение прозрачности и подотчетности государственного сектора

Для выполнения соответствующей задачи Франция планирует развивать культуру внутреннего контроля и управления рисками, в том числе за счет укрепления систем государственного внутреннего контроля и аудита, систем внешней инспекции и надзора, а также поддержки аудиторских органов и учреждений.

Франция также продолжит реформы в области обеспечения прозрачности и доступа к информации, касающейся управления государственными ресурсами: помимо непосредственно публикации соответствующих сведений и документов, в стране планируется формирование каналов обратной связи по вопросам государственной политики, составления и распределения бюджета и т.д.

Одновременно Франция будет активно поддерживать вступление своих стран-партнеров в международную инициативу «Открытого правительства» (Open Government Partnership) и последующее проведение в них реформ по повышению прозрачности государственной деятельности и развитию инклюзивного управления за счет вовлечения гражданского общества в разработку и мониторинг государственной политики.

Помимо этого, Франция планирует повышать прозрачность деятельности государственных служащих, развивать систему контроля за добросовестностью служащих, участвующих в международной деятельности, а также делиться с другими странами своим опытом в области мониторинга активов государственных служащих и предотвращения конфликта интересов в публичной сфере.

Наконец, Франция обязуется обеспечивать применение принципов судебного суверенитета, прозрачности и подотчетности в рамках реституции коррупционных активов.

2.2. Развитие международного сотрудничества Франции по приоритетным направлениям борьбы с коррупцией

В рамках реализации Стратегии особое внимание будет уделено четырем темам:

  • защита заявителей: Франция планирует продвигать включение в многосторонние документы положений о защите лиц, сообщающих о фактах коррупции;
  • прозрачность в добывающей отрасли: Франция полагает необходимым продвигать признанные на международном уровне стандарты прозрачности в данной сфере и содействовать эффективному выполнению соответствующих обязательств государствами-партнерами, а также поддерживать инициативы добывающих странах по повышению прозрачности и способствовать наращиванию участия в обеспечении подотчетности добывающих отраслей гражданского общества;
  • государственно-частное партнерство (ГЧП): Франция продолжит поддерживать создание соответствующей правовой и институциональной базы, в том числе за счет продвижения принципов, принятых G20 с целью обеспечения эффективности инвестиций в инфраструктурные проекты, участвовать в разработке инфраструктурных проектов ГЧП (на этапах планирования, структурирования, закупок и заключения сделок) посредством внедрения специальных программ и инструмента управления проектами SOURCE, совершенствовать аудит проектов ГЧП, а также обеспечивать проведение обучения для участников ГЧП;
  • государственные закупки: Франция планирует обеспечить поддержку систем государственных закупок, в частности, посредством продвижения и совершенствования международного диагностического инструмента для оценки эффективности систем закупок MAPS, развития правовой базы и инструментов для обеспечения неподкупности и прозрачности в сфере государственных закупок, принять меры по повышению эффективности работы органов контроля за осуществлением закупок, а также организации информационно-разъяснительной работы для национальных компаний, участвующих в закупках зарубежных стран.

2.3. Содействие наращиванию опыта и развитию компетенций, необходимых для борьбы с коррупцией, у сотрудников полиции и судебных органов

В рамках сотрудничества со странами, желающими повысить эффективность деятельности правоохранительных и судебных органов в области расследования и преследования за экономические и финансовые преступления, Франция планирует содействовать развитию соответствующих навыков у служащих таких органов при поддержке Агентства по разработке и реализации проектов международного технического сотрудничества Expertise France и координатора соответствующего партнерского соглашения от Министерства внутренних дел Civipol.

3. Поддержка работы международных организаций, негосударственного сектора и органов местной власти

3.1. Укрепление сотрудничества с международными организациями

Франция планирует укреплять сотрудничество с международными организациями и международными банками, органами по обеспечению развития, действующими в странах-партнерах, а также с региональными банками развития путем подписания соглашений о сотрудничестве для облегчения проведения совместных расследований и обмена информацией о существующих коррупционных рисках.

3.2. Укрепление сотрудничества с негосударственным сектором

Страна продолжит развивать партнерские отношения между государственным и негосударственным секторами в странах-партнерах.

Кроме того, в рамках оказания технической помощи Франция будет прилагать усилия по стимулированию участия негосударственного сектора в подготовке, мониторинге и оценке проектов развития, осуществляемых местными, региональными и федеральными властями, а также укреплять влияние «контрсил» (гражданского общества, журналистов-расследователей), которые могут способствовать не только повышению прозрачности деятельности государственных органов, но и выявлению фактов коррупции.

3.3. Укрепление ведущей роли высших органов финансового контроля (ВОФК)

Полагая важными для целей обеспечения развития предоставление необходимых полномочий и возможностей ВОФК, Франция планирует поддерживать проекты по повышению эффективности работы таких органов, обеспечению их независимости, развитию технических навыков их сотрудников, особенно в области следственного аудита, и обеспечению надлежащего выполнения рекомендаций, представленных в отчетах ВОФК.

Кроме того, Франция будет поддерживать развитие сотрудничества и обеспечение координации действий ВОФК, органов по борьбе с коррупцией и судебными органами в странах-партнерах.


Для мониторинга реализации Стратегии была разработана система подотчетности, включающая необходимые для достижения каждой цели мероприятия и показатели для оценки их результативности. Проведение промежуточного мониторинга планируется через 5 лет после публикации Стратегии, а итогового – в 2030 году.

Темы
Международное сотрудничество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.