Стратегия разработана в целях систематизации и совершенствования существующих механизмов предотвращения и выявления коррупционных преступлений и привлечения к ответственности за их совершение, а также для обеспечения координации усилий между различными государственными органами, выполняющими отдельные функции в данной сфере.
С этой целью в стратегии выделены 15 ключевых направлений, которым в ближайшие годы будет уделено внимание органов, ответственных за разработку и реализацию антикоррупционной политики в стране:
- публичная этика,
- менеджмент и управление,
- предупреждение конфликтов интересов,
- обеспечение неподкупности,
- внутренний контроль,
- проведение расследований,
- ответственность физических и юридических лиц,
- финансово-бюджетная сфера,
- борьба с отмыванием доходов,
- возврат активов,
- межведомственная координация,
- международное взаимодействие и координация,
- научные исследования, накопление знаний и инновации,
- институт омбудсмена,
- прозрачность и осуществление гражданского контроля.
Разработка документа включала два этапа:
- анализ антикоррупционных механизмов, координация и контроль использования которых возложены на государственные органы, входящие в CICC;
- составление плана мероприятий, которые должны быть реализованы соответствующими ведомствами в период с 2021 по 2025 год.
В рамках анализа было рассмотрено состояние действующих в стране антикоррупционных инструментов и степень выполнения рекомендаций международных организаций, полученных страной в ходе мониторинга имплементации Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и Межамериканской конвенции против коррупции, а также проведено картирование возможных путей совершенствования соответствующей деятельности, направленной на борьбу с коррупцией, каждого входящего в CICC ведомства.
По результатам анализа был разработан план действий, который включает в себя 142 меры по повышению эффективности государственного управления в области предупреждения и противодействия коррупции, распределенных между компетентными органами. При этом 78 из них направлены на предотвращение коррупции, 34 – на ее выявление и еще 30 – на обеспечение финансового контроля и подотчетности.
Генеральный контролер Союза
Большая часть целевых мер адресована Управлению Генерального контролера Союза - органу, ответственному за содействие Президенту в вопросах, связанных с защитой государственных активов и повышением прозрачности государственного управления, посредством осуществления внутреннего контроля, государственного аудита, а также предотвращения и борьбы с коррупцией. Среди них:
- разработка новых правил защиты лиц, запрашивающих информацию, и обеспечения сохранения их анонимности;
- создание компьютеризированной системы сбора информации о политически значимых лицах;
- определение правил обеспечения прозрачности в отношении конечных бенефициаров государственных ресурсов;
- проведение реструктуризации портала открытых данных;
- совершенствование законодательства о предотвращении и выявлении конфликтов интересов в органах федеральной исполнительной власти, а также внедрение электронной системы урегулирования конфликтов интересов (соответствующий нормативный правовой акт уже был принят);
- обновление правил этического поведения в органах федеральной исполнительной власти и создание компьютеризированной системы управления случаями нарушения этических норм;
- разработка законопроекта, регулирующего осуществление частного представительства интересов (лоббирования) на национальном уровне;
- реализация проекта “Индекс подверженности коррупции”, который предусматривает создание платформы, содержащей статистические данные о подверженности коррупции физических и юридических лиц, а также должностных лиц;
- разработка и реализация Федеральной стратегии обеспечения неподкупности общества;
- стимулирование неподкупности в частном секторе посредством поощрения добровольного принятия соответствующих комплексов мер в организациях;
- разработка модели, позволяющей ускорить взаимодействие между антикоррупционными органами и улучшить процесс принятия решений в рамках расследований;
- совершенствование методологии анализа информации о соглашениях о смягчении ответственности, создание портала управления информацией о соглашениях о смягчении ответственности и иные.
Министерство юстиции и общественной безопасности
Министерство юстиции и общественной безопасности является федеральным органом, в компетенцию которого входит, среди прочего, разработка и реализация государственной антикоррупционной политики, обеспечение международного правового сотрудничества в данной области, в том числе координация процесса возвращения активов, управление Национальной стратегией по борьбе с коррупцией и отмыванием денег и Национальной программой обучения и наращивания потенциала в области борьбы с коррупцией и отмыванием денег и иные.
Среди мероприятий, выполнение которых возложено на Министерство юстиции и общественной безопасности:
- учреждение Национальной сети подразделений судебной полиции по борьбе с коррупцией и обеспечение обучения сотрудников;
- разработка политики по борьбе с коррупцией, отмыванием денег и организованной преступностью;
- планирование и организация участия в международных форумах, посвященных борьбе с коррупцией и иные.
Федеральная полиция
Антикоррупционный сектор Федеральной полиции Бразилии состоит из следующих подразделений: Центр координации по борьбе с коррупцией и отмыванием доходов, Служба анализа баз данных, Отдел по борьбе с коррупцией, Отдел по борьбе с отмыванием доходов и Служба по борьбе с финансовыми преступлениями. Кроме того, в каждом из 27 региональных отделений федеральной полиции имеется полицейский участок по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Содержащиеся в плане меры, адресованные Федеральной полиции, относятся к расследованиям и к работе по обеспечению неподкупности, и включают, в том числе:
- разработку руководства по проведению расследований преступлений, связанных с государственным бюджетом, на основе анализа данных;
- сбор оперативной информации и статистических данных по преступным организациям;
- обновление содержания всех тематических пособий, распространяемых Отделом по борьбе с коррупцией;
- содействие формированию среди подростков и детей культуры неподкупности путем проведения на всей территории страны социально-педагогических мероприятий и лекций по вопросам морально-этических норм, ориентированных на молодежь и школьников, и иные.
Министерство экономики
Министерство экономики является центральным органом в системе государственных закупок и, совместно с иными органами, отвечает за разработку правил обеспечения их эффективности и прозрачности. Кроме того, на ведомство возложены функции отбора и повышения квалификации государственных служащих по вопросам обеспечения неподкупности и эффективности их деятельности, а также содействия повышению этической культуры.
Среди мер, предлагаемых для реализации Министерством экономики:
- проведение оценки деятельности бенефициаров государственных ресурсов;
- создание Интегрированного кадастра инвестиционных проектов;
- обновление и пересмотр законодательства, устанавливающего правила оценки эффективности работы государственного сектора, и иные.
Генеральный прокурор Союза
Генеральный прокурор Союза занимается защитой интересов государства в судебном и внесудебном порядке, а также отвечает за предоставление юридических консультаций и консультаций в качестве органа исполнительной власти. В его обязанности также входит защита интересов государства в разбирательствах, связанных с возвращением активов и борьбой с коррупцией.
Среди мер, адресованных Генеральному прокурору:
- обновление правил, регулирующих проведение переговоров по соглашениям о смягчении ответственности;
- проведение исследования эффективности правовых исков по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности и иные.
*Межведомственный комитет по борьбе с коррупцией, учрежденный Указом №9.755 от 11 апреля 2019 года, создан с целью оказания консультационной поддержки Президенту Бразилии по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности антикоррупционной политики. В его состав входят:
- Генеральный контролер Союза (координатор Комитета);
- Министерство юстиции и общественной безопасности;
- Министерство экономики;
- Управление институциональной безопасности;
- Генеральный прокурор Союза;
- Центральный банк Бразилии.