Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Бразилии принята Национальная стратегия по борьбе с коррупцией

Межведомственный комитет по борьбе с коррупцией Бразилии (Comitê Interministerial de Combate à Corrupção - CICC)* опубликовал Национальную стратегию по борьбе с коррупцией на 2021-2025 годы.

Стратегия разработана в целях систематизации и совершенствования существующих механизмов предотвращения и выявления коррупционных преступлений и привлечения к ответственности за их совершение, а также для обеспечения координации усилий между различными государственными органами, выполняющими отдельные функции в данной сфере.

С этой целью в стратегии выделены 15 ключевых направлений, которым в ближайшие годы будет уделено внимание органов, ответственных за разработку и реализацию антикоррупционной политики в стране:

  • публичная этика,
  • менеджмент и управление,
  • предупреждение конфликтов интересов,
  • обеспечение неподкупности,
  • внутренний контроль,
  • проведение расследований,
  • ответственность физических и юридических лиц,
  • финансово-бюджетная сфера,
  • борьба с отмыванием доходов,
  • возврат активов,
  • межведомственная координация,
  • международное взаимодействие и координация,
  • научные исследования, накопление знаний и инновации,
  • институт омбудсмена,
  • прозрачность и осуществление гражданского контроля.

Разработка документа включала два этапа:

  1. анализ антикоррупционных механизмов, координация и контроль использования которых возложены на государственные органы, входящие в CICC;
  2. составление плана мероприятий, которые должны быть реализованы соответствующими ведомствами в период с 2021 по 2025 год.

В рамках анализа было рассмотрено состояние действующих в стране антикоррупционных инструментов и степень выполнения рекомендаций международных организаций, полученных страной в ходе мониторинга имплементации Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и Межамериканской конвенции против коррупции, а также проведено картирование возможных путей совершенствования соответствующей деятельности, направленной на борьбу с коррупцией, каждого входящего в CICC ведомства.

По результатам анализа был разработан план действий, который включает в себя 142 меры по повышению эффективности государственного управления в области предупреждения и противодействия коррупции, распределенных между компетентными органами. При этом 78 из них направлены на предотвращение коррупции, 34 – на ее выявление и еще 30 – на обеспечение финансового контроля и подотчетности.

Генеральный контролер Союза

Большая часть целевых мер адресована Управлению Генерального контролера Союза - органу, ответственному за содействие Президенту в вопросах, связанных с защитой государственных активов и повышением прозрачности государственного управления, посредством осуществления внутреннего контроля, государственного аудита, а также предотвращения и борьбы с коррупцией. Среди них:

  • разработка новых правил защиты лиц, запрашивающих информацию, и обеспечения сохранения их анонимности;
  • создание компьютеризированной системы сбора информации о политически значимых лицах;
  • определение правил обеспечения прозрачности в отношении конечных бенефициаров государственных ресурсов;
  • проведение реструктуризации портала открытых данных;
  • совершенствование законодательства о предотвращении и выявлении конфликтов интересов в органах федеральной исполнительной власти, а также внедрение электронной системы урегулирования конфликтов интересов (соответствующий нормативный правовой акт уже был принят);
  • обновление правил этического поведения в органах федеральной исполнительной власти и создание компьютеризированной системы управления случаями нарушения этических норм;
  • разработка законопроекта, регулирующего осуществление частного представительства интересов (лоббирования) на национальном уровне;
  • реализация проекта “Индекс подверженности коррупции”, который предусматривает создание платформы, содержащей статистические данные о подверженности коррупции физических и юридических лиц, а также должностных лиц;
  • разработка и реализация Федеральной стратегии обеспечения неподкупности общества;
  • стимулирование неподкупности в частном секторе посредством поощрения добровольного принятия соответствующих комплексов мер в организациях;
  • разработка модели, позволяющей ускорить взаимодействие между антикоррупционными органами и улучшить процесс принятия решений в рамках расследований;
  • совершенствование методологии анализа информации о соглашениях о смягчении ответственности, создание портала управления информацией о соглашениях о смягчении ответственности и иные.

Министерство юстиции и общественной безопасности

Министерство юстиции и общественной безопасности является федеральным органом, в компетенцию которого входит, среди прочего, разработка и реализация государственной антикоррупционной политики, обеспечение международного правового сотрудничества в данной области, в том числе координация процесса возвращения активов, управление Национальной стратегией по борьбе с коррупцией и отмыванием денег и Национальной программой обучения и наращивания потенциала в области борьбы с коррупцией и отмыванием денег и иные.

Среди мероприятий, выполнение которых возложено на Министерство юстиции и общественной безопасности:

  • учреждение Национальной сети подразделений судебной полиции по борьбе с коррупцией и обеспечение обучения сотрудников;
  • разработка политики по борьбе с коррупцией, отмыванием денег и организованной преступностью;
  • планирование и организация участия в международных форумах, посвященных борьбе с коррупцией и иные.

Федеральная полиция

Антикоррупционный сектор Федеральной полиции Бразилии состоит из следующих подразделений: Центр координации по борьбе с коррупцией и отмыванием доходов, Служба анализа баз данных, Отдел по борьбе с коррупцией, Отдел по борьбе с отмыванием доходов и Служба по борьбе с финансовыми преступлениями. Кроме того, в каждом из 27 региональных отделений федеральной полиции имеется полицейский участок по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями.

Содержащиеся в плане меры, адресованные Федеральной полиции, относятся к расследованиям и к работе по обеспечению неподкупности, и включают, в том числе:

  • разработку руководства по проведению расследований преступлений, связанных с государственным бюджетом, на основе анализа данных;
  • сбор оперативной информации и статистических данных по преступным организациям;
  • обновление содержания всех тематических пособий, распространяемых Отделом по борьбе с коррупцией;
  • содействие формированию среди подростков и детей культуры неподкупности путем проведения на всей территории страны социально-педагогических мероприятий и лекций по вопросам морально-этических норм, ориентированных на молодежь и школьников, и иные.

Министерство экономики

Министерство экономики является центральным органом в системе государственных закупок и, совместно с иными органами, отвечает за разработку правил обеспечения их эффективности и прозрачности. Кроме того, на ведомство возложены функции отбора и повышения квалификации государственных служащих по вопросам обеспечения неподкупности и эффективности их деятельности, а также содействия повышению этической культуры.

Среди мер, предлагаемых для реализации Министерством экономики:

  • проведение оценки деятельности бенефициаров государственных ресурсов;
  • создание Интегрированного кадастра инвестиционных проектов;
  • обновление и пересмотр законодательства, устанавливающего правила оценки эффективности работы государственного сектора, и иные.

Генеральный прокурор Союза

Генеральный прокурор Союза занимается защитой интересов государства в судебном и внесудебном порядке, а также отвечает за предоставление юридических консультаций и консультаций в качестве органа исполнительной власти. В его обязанности также входит защита интересов государства в разбирательствах, связанных с возвращением активов и борьбой с коррупцией.

Среди мер, адресованных Генеральному прокурору:

  • обновление правил, регулирующих проведение переговоров по соглашениям о смягчении ответственности;
  • проведение исследования эффективности правовых исков по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности и иные.

*Межведомственный комитет по борьбе с коррупцией, учрежденный Указом №9.755 от 11 апреля 2019 года, создан с целью оказания консультационной поддержки Президенту Бразилии по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности антикоррупционной политики. В его состав входят:

  • Генеральный контролер Союза (координатор Комитета);
  • Министерство юстиции и общественной безопасности;
  • Министерство экономики;
  • Управление институциональной безопасности;
  • Генеральный прокурор Союза;
  • Центральный банк Бразилии. 
Темы
Конфликт интересов
Возврат активов
Гражданское общество
Международное сотрудничество
Антикоррупционные органы

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.