Закон № 1443-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины в части совершенствования отдельных элементов декларирования» (Про внесення змін до деяких законів України щодо вдосконалення окремих аспектів декларування), в частности:
- устанавливает обязанность должностных лиц в течение 15 дней с момента назначения на должность осуществить действия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности, а также на отказ от участия в правлении, иных исполнительных или контрольных органах, наблюдательном совете коммерческой организации (за исключением случаев, когда лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной единице, и представляет их интересы в совете (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии организации);
- предусматривает необходимость передачи ценных бумаг в доверительное управление только в случае, если их совокупная номинальная стоимость превышает 0,25% прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, а количество не превышает 5% голосующих акций организации, а также увеличивает срок, в течение которого ценные бумаги должны быть переданы доверительному управляющему, с 30 до 60 дней;
- отменяет необходимость декларировать операции по покупке, продаже или обмену иностранной валюты и изменения в имущественном положении декларанта, к которым они могут приводить, а также технически оборудованные служебные помещения, являющиеся общественными приемными депутатов (которые могут находиться в пользовании у депутата).
Однако принятый Закон подвергся серьезной критике, в том числе со стороны антикоррупционного ведомства Украины.
Во-первых, как отметил Председатель Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), должностные лица смогут злоупотреблять нормами Закона для совмещения работы в органах власти и управления бизнесом. Так, формулировка «осуществить действия, направленные на прекращение», принятая взамен ранее действовавшему прямому запрету на участие в органах управления организаций и занятие предпринимательской деятельностью, фактически оставляет существенную лазейку для должностных лиц, позволяя им не отказываться от участия в коммерческой деятельности или занятия предпринимательством, а лишь «сделать вид», что они попытались отказаться от такого участия, предприняв определенные действия «для галочки». Хотя принятие подобных норм было направлено на то, чтобы предоставить должностным лицам достаточно времени для правомерного избавления от соответствующего статуса, как указал начальник департамента антикоррупционной политики НАПК, для обеспечения их эффективного применения они в обязательном порядке должны быть привязаны к результату.
Во-вторых, вопросы вызвало исключение из деклараций информации о покупке, продаже и обмене валюты. Как отмечали представители НАПК, так называемые «прыжки курсов», которые часто происходят в стране, и использование на их фоне двойной конвертации могут приводить в том числе к получению должностными лицами существенных доходов, которые с введением новых правил не будут отражены в декларации. Кроме того, в случае если НАПК или правоохранительные органы будут подозревать должностное лицо в получении неправомерной выгоды, оно сможет обосновать наличие незадекларированных средств, указав, что они были получены в результате обмена валюты по выгодному курсу. Рассматривая проект Закона, Президент страны Владимир Зеленский предлагал оставить необходимость декларирования таких сведений в случае, если сумма соответствующих операций превышает 50 прожиточных минимумов, однако Закон был принят без соответствующих уточнений.
Наконец, критике подвергалось и увеличение в два раза сроков передачи ценных бумаг в доверительное управление – по мнению Зеленского, обоснованная необходимость изменения ранее установленного 30-дневного срока отсутствовала; тем не менее, Закон был принят в предлагаемой редакции с увеличенным сроком.