Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В США опубликована антикоррупционная стратегия

В США впервые принята Национальная стратегия по противодействию коррупции (United States Strategy on Countering Corruption).

Представление стратегии широкой публике состоялось в ходе проходившего 9-10 декабря 2021 года Саммита за демократию (Summit for Democracy), объединившего представителей государственных органов, гражданского общества и частного сектора отдельных стран.

Несмотря на то, что США уже давно заявили о себе на международной правовой арене и активно применяют детализированное антикоррупционное законодательство как на национальном уровне, так и для привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц, единый стратегический документ в стране до сих пор отсутствовал.

В принятой стратегии, как отмечено в пояснительной записке, особое внимание уделяется лучшему пониманию транснациональных масштабов коррупции и реагированию на них, в том числе путем принятия дополнительных мер по снижению способности коррумпированных субъектов использовать американские и международные финансовые системы для сокрытия активов и отмывания доходов от неправомерной деятельности. 

Стратегия включает пять направлений, для каждого из которых сформулированы цели и конкретные задачи по их достижению:

1. Модернизация, координация и обеспечение ресурсами

Стратегическая цель 1.1. Увеличение масштабов исследований, сбора и анализа данных, связанных с коррупцией

  • Активизация работы разведывательного сообщества по сбору и анализу информации о коррумпированных субъектах и их сетях.
  • Расширение и совершенствование подходов к анализу того, как коррупция угрожает стране, ее партнерам и союзникам в политической, социальной и экономической сферах, формирование более полной картины понимания угроз у органов власти за счет обмена информацией и данными с соответствующими подразделениями федерального правительства, а также с партнерами на уровне штатов, местных органов власти, племен и территорий.
  • Поддержка и совершенствование методов использования результатов анализа, проводимого внешними партнерами, включая научное сообщество, частный сектор, гражданское общество и СМИ.

Стратегическая цель 1.2. Улучшение обмена информацией между государственными органами, а также с неправительственными организациями и в рамках международного взаимодействия

  • Совершенствование механизмов коммуникации и обмена информацией между органами власти, а также принятие мер по повышению осведомленности общества по вопросам борьбы с коррупцией, в том числе за счет повышения внимания к менее понятным аспектам, таким как риски непропорционального воздействия коррупции на уязвимые группы населения, влияние коррупции как транснационального явления и роль незаконного финансирования в создании условий для коррупционных действий.
  • Активизация обмена информацией между органами власти, а также правительственными и неправительственными субъектами в целях пресечения незаконного финансирования, привлечения к ответственности коррупционеров и укрепления международного партнерства.

Стратегическая цель 1.3. Повышение внимания к транснациональной коррупции

  • Выделение человеческих и финансовых ресурсов, сбор и анализ информации и разведданных, использование иностранной помощи, обмена информацией и партнерских связей с частным сектором, многосторонними организациями, гражданским обществом и СМИ для противодействия транснациональным аспектам коррупции, включая клептократию и использование коррупции государственными субъектами и их посредниками для достижения целей национальной политики.
  • Сосредоточение усилий по противодействию коррупции на борьбе с транснациональной организованной преступностью, включая выявление и ликвидацию преступных сетей, отслеживание потоков денег и других активов, а также улучшение обмена информацией и разведданными между национальными государственными органами и, при необходимости, международными и неправительственными партнерами.

Стратегическая цель 1.4. Создание условий и обеспечение ресурсами для борьбы с коррупцией внутри страны и за рубежом

  • Обеспечение независимости и предоставление необходимых ресурсов правоохранительным органам для расследования и преследования внутренних преступлений, связанных со злоупотреблением общественным доверием. Повышение прозрачности системы финансирования избирательных кампаний, усиление запретов на попытки иностранных граждан повлиять на выборы на всех уровнях.
  • Создание и поддержка государственными органами межсекторных инициатив по борьбе с коррупцией (таких, как Антикоррупционная команда Министерства финансов США, Целевая группа по борьбе с коррупцией Агентства США по международному развитию (USAID), Антикоррупционная рабочая группа Министерства торговли США и т.п.).
  • Значительное увеличение ресурсов Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) для создания новой системы данных о бенефициарной собственности, обеспечение поддержки FinCEN и иных органов, ответственных за выявление, расследование и правоприменение в делах о мошенничестве, отмывании денег, финансировании терроризма и финансирования распространения оружия.

Стратегическая цель 1.5. Интегрировать антикоррупционную направленность в региональные, тематические и отраслевые приоритеты

  • Для реализации данной цели планируется включить меры, направленные на борьбу с коррупцией, в различные направления деятельности правительства США, например, разрабатывая соответствующие планы и стратегии на уровне регионов и для приоритетных стран, заявляя о принимаемых мерах по борьбе с коррупцией на всех публичных мероприятиях, реализуя инициативы страны по оказанию внешней помощи, участию в инфраструктурных проектах, сохранению климата.

2. Противодействие незаконному финансированию

Стратегическая цель 2.1. Устранение недостатков в режиме борьбы с отмыванием денег

  • Принятие нормативных правовых актов и создание базы данных бенефициарных собственников для реализации требований Закона о прозрачности корпораций, разработанного в целях борьбы с использованием непрозрачных юридических структур для сокрытия и отмывания преступных доходов.
  • Принятие нормативных правовых актов для реализации требований Закона о финансировании национальной обороны на 2021 г., касающихся обязанности потенциальных государственных подрядчиков и получателей грантов раскрывать информацию о бенефициарной собственности для включения в базу данных Федеральной информационной системы о результатах деятельности и добросовестности получателей грантов. Повышение прозрачности организаций в отношении корпоративных решений, состава совета директоров и вознаграждения руководителей.
  • Принятие нормативных правовых актов, содержащих требования к отчетности для лиц, которые обладают ценной информацией о сделках с недвижимостью (рынок недвижимости стал в США одним из основных способов отмывания коррупционных доходов – прим. ред.).
  • Пересмотр Уведомления о принятии предлагаемых правил (NPRM), устанавливающего минимальные стандарты для программ по борьбе с отмыванием денег и требования к отчетности о подозрительной деятельности для определенных инвестиционных консультантов. Анализ возможности расширения круга лиц, на которых распространяются соответствующие требования, и включения в него частных инвестиционных фондов, в т.ч. хедж-фондов и фондов прямых инвестиций.
  • Анализ возможностей по усилению контроля за нефинансовыми субъектами, включая юристов, бухгалтеров, поставщиков услуг по учреждению трастов и компаний и иных лиц, которые используются в качестве «помощников» при реализации коррупционных схем, а также по ужесточению наказания в случае их участия в коррупции и отмывании доходов, включая профессиональные санкции.
  • Принятие мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов.
  • Анализ возможностей использования цифровых активов в реализации коррупционных схем, при необходимости – совершенствование соответствующих нормативных правовых актов, а также использование опыта других страны для помощи в анализе и разработке цифровых валют центральными банками таким образом, чтобы это соответствовало принципам стабильности, защиты потребителей и инвесторов, а также противодействия незаконному финансированию.
  • Подготовка аналитического отчета об использовании торговли произведениями искусства для отмывания денег, финансирования терроризма и других незаконных финансовых операций. Анализ целесообразности включения в Закон о банковской тайне лиц, занимающихся торговлей антиквариатом, в качестве одного из типов финансовых учреждений (для целей распространения на них требований об отчетности).
  • Оценка и принятие мер по устранению выявленных уязвимостей в законодательстве, касающемся отмывания доходов.

Стратегическая цель 2.2. Работа с партнерами и союзниками для устранения недостатков

  • Обеспечение участия правоохранительных органов США в официальных и неофициальных сетях (таких, как Камденская межведомственная сеть по возвращению активов, Международный координационный центр по борьбе с коррупцией), расширение сотрудничества с правоохранительными органами других стран, в том числе в рамках расследований, ведущих к возврату похищенных активов, наращивание потенциала правоохранительных органов.
  • Расширение сотрудничества с другими странами в целях предотвращения создания новых убежищ для коррупционеров и их незаконных доходов, оказание помощи в предоставлении финансовой информации, необходимой для возвращения активов, а также в принятии превентивных мер, исполнении постановлений о конфискации или изъятии и возвращении активов в соответствии с международными обязательствами.
  • Работа с партнерами и союзниками для выявления и оказания влияния на «помощников», способствующих сокрытию и перемещению коррупционных активов, в том числе представителей транспортной, логистической и строительной отраслей.

3. Привлечение к ответственности коррумпированных лиц

Стратегическая цель 3.1. Активизация правоприменения

  • Обеспечение применения уголовного и гражданского законодательства по борьбе с отмыванием денег, включая новые инструменты: расширенные полномочия Министерства юстиции США по запросу для предоставления суду определенных финансовых документов, хранящихся за рубежом, требования по раскрытию информации о бенефициарных владельцах, финансовые вознаграждения за сообщение о нарушениях Закона о банковской тайне в финансовых учреждениях и за информацию, ведущую к выявлению и изъятию незаконных доходов.
  • Анализ использования криптовалюты для совершения преступлений, в том числе биржами виртуальных валют, лицами, предоставляющими услуги по микшированию криптовалют («смешивание» потенциально идентифицируемых криптовалют с другими с тем, чтобы скрыть сведения об их владельце – прим. ред.), а также субъектами инфраструктуры отмывания денег.
  • Продолжение агрессивного преследования случаев подкупа иностранных должностных лиц, сотрудничество с властями других стран с целью принятия аналогичных [FCPA] законов.
  • Обеспечение реализации инициатив по борьбе с клептократией, например, Инициативы Минюста США по возвращению активов, полученных в результате деятельности клептократических режимов, в рамках реализации законов, связанных с отмыванием денег.
  • Обеспечение реализации Пилотной программы вознаграждения за содействие возврату активов, полученных в результате деятельности клептократических режимов, предусмотренной Законом о финансировании национальной обороны на 2021 г.
  • Обеспечение применения санкций в виде отстранения от участия в государственных контрактах, получения грантов, иных видов государственного финансирования к компаниям, замешанным в коррупционной деятельности.

Стратегическая цель 3.2. Совершенствование имеющихся инструментов для привлечения к ответственности коррумпированных субъектов внутри страны и за рубежом

  • Принятие законодательства, криминализирующего подкуп на стороне спроса. Обеспечение соблюдения новых и существующих законов, в том числе в странах, где имел место подкуп. Оказание помощи в наращивании потенциала для обеспечения соблюдения таких законов и возвращения доходов, затрагивающих финансовую систему США.
  • Взаимодействие с зарубежными странами для устранения уязвимостей, создаваемых действующих в них программами «Гражданство за инвестиции», которые коррумпированные субъекты могут использовать для получения расширенного доступа к международной финансовой системе и безвизовой мобильности. Совершенствование процесса проверки и выдачи виз в рамках американской программы выдачи иммиграционных виз инвесторам (EB-5 Immigrant Investor Program).

Стратегическая цель 3.3. Работа со странами-партнерами по укреплению правоприменения для усиления использования антикоррупционных инструментов

  • Принятие многосторонних экономических санкций и визовых ограничений, направленных на борьбу с коррупцией, в рамках международных обязательств по отказу в предоставлении безопасных убежищ. Расширение партнерства с неправительственными субъектами (гражданское общество, СМИ, частный сектор) и использование их вклада в борьбу с коррупцией и безнаказанностью, особенно в странах, где сотрудничество с государственными структурами нецелесообразно.
  • Обеспечение реализации инициативы «Демократии против безопасных гаваней».
  • Оказание помощи правительствам стран-партнеров в принятии и применении законов о борьбе со взяточничеством за рубежом. Обеспечение реализации Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Конвенция ОЭСР), а также разработанных при участии США Пересмотренных рекомендаций по дальнейшей борьбе с взяточничеством в международных коммерческих сделках.

Стратегическая цель 3.4. Укрепление способности правительств иностранных партнеров добиваться подотчетности справедливым и равноправным образом

  • Укрепление сотрудничества и оказание помощи странам, имеющим политическую волю к принятию значимых антикоррупционных усилий.
  • Развитие взаимодействия государственных органов и иных заинтересованных сторон на региональном и международном уровнях с тем, чтобы способствовать более тесному сотрудничеству в выявлении, отслеживании и передаче дел о коррупции (например, Минюст США планирует сосредоточить свои усилия на налаживании партнерских отношений для выявления и противодействия транснациональной коррупции).
  • Обеспечение поддержки инициатив и сетей, способствующих обмену информацией и укреплению потенциала иностранных партнеров для обеспечения подотчетности на транснациональном уровне.

Стратегическая цель 3.5. Укрепление способности гражданского общества, СМИ и частного сектора безопасно выявлять и разоблачать коррупцию, повышение осведомленности общественности и обеспечение подотчетности

  • Принятие мер по поддержке, защите и охране журналистов-расследователей и других представителей гражданского общества и СМИ, вовлеченных в противодействие коррупции. Поощрение принятия организациями частного сектора мер по соблюдению антикоррупционных требований и привлечение частного сектора к участию в поддержке антикоррупционных реформ. Расширение партнерских отношений с частным сектором для искоренения коррупции и активизации обмена информацией, в том числе о лучших практиках и типологиях, связанных с коррупцией, включая реализацию различных программ и инициатив, таких как «Большой вызов» (Grand Challenge), «Создание возможностей для инициаторов антикоррупционных изменений» (Empowering Anti-Corruption Change Agents), Глобальный антикоррупционный консорциум (Global AntiCorruption Consortium), Глобальная инициатива по привлечению частного сектора в качестве партнеров в борьбе с коррупцией (Global Initiative to Galvanize the Private Sector as Partners in Combating Corruption), учреждение новой международной премии «Чемпионы в борьбе с коррупцией» (Anti-Corruption Champions Award).
  • Расширение существующих возможностей правоохранительных и контролирующих органов (таких, как предусмотренный Разделом 314 Патриотического акта США (PATRIOT Act) механизм взаимодействия с контактными лицами более чем 14 000 финансовых учреждений для обнаружения счетов и операций лиц, которые могут быть вовлечены в отмывание денег и финансирование терроризма).
  • Реализация принятых в июне 2021 г. FinCEN Приоритетов по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма, принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок включения указанных приоритетов в программы по противодействию отмыванию доходов финансовых учреждений.
  • Обеспечение взаимодействия с неправительственными субъектами, готовыми делиться оперативной информацией с правоохранительными органами. Обеспечение безопасных и благоприятных условий для всех, кто разоблачает случаи коррупции, раскрывает информацию о фактах коррупции и борется с ней, а также, в соответствующих случаях, для их родственников и иных близких лиц, поддержка и защита любого гражданина США от связанных с такой деятельностью репрессий.

4. Сохранение и укрепление международного взаимодействия

Стратегическая цель 4.1. Укрепление существующих антикоррупционных механизмов и институтов

  • Оказание финансовой поддержки и предоставление экспертных услуг для обеспечения функционирования международных антикоррупционных соглашений/инициатив и механизмов их обзора. Принятие усилий по обеспечению выполнения иностранными партнерами обязательств по криминализации и преследованию иностранного взяточничества. Пресечение попыток ослабления международных норм, направленных против предоставления убежищ коррупционерам и их неправомерным доходам, и попыток ограничить участие гражданского общества в международных форумах. Выполнение обязательств, предусмотренных международными (Конвенция ООН против коррупции (КПК ООН), Конвенции ОЭСР, рекомендации ФАТФ) и региональными антикоррупционными соглашениями и договорами.
  • Обеспечение реализации КПК ООН.
  • Создание подотчетных, эффективных и устойчивых институтов безопасности.

Стратегическая цель 4.2. Активное участие в многосторонних форумах

  • В рамках данного пункта власти США планируют предпринимать усилия по достижению своих целей в противодействии коррупции в ходе различных международных мероприятий, включая встречи стран «Группы семи» и «Группы двадцати», ФАТФ, международных финансовых институтов и многосторонних целевых фондов, Партнерства «Отрытое правительство», Инициативы прозрачности добывающих отраслей.

5. Дипломатическое взаимодействие и использование иностранной помощи

Стратегическая цель 5.1. Повысить и расширить масштабы дипломатического взаимодействия и иностранной помощи, направленных на борьбу с коррупцией

  • Повышение приоритетности борьбы с коррупцией в рамках дипломатических и публичных дипломатических усилий США.
  • Расширение антикоррупционной помощи со стороны США, обеспечение контроля за эффективностью такой помощи, в том числе посредством внешних оценок.
  • Интеграция антикоррупционных положений в инициативы по оказанию помощи в целях развития, включая глобальное здравоохранение, борьбу с преступностью и верховенство закона, конфликты и нестабильность, а также гуманитарную помощь.
  • Создание новых и расширение существующих программ иностранной помощи для повышения потенциала и независимости институтов надзора и подотчетности, включая законодательные органы, высшие органы финансового контроля, контролеров и генеральных инспекторов.

Стратегическая цель 5.2. Защита субъектов антикоррупционной деятельности

  • Принятие мер по защите журналистов, реформаторов и иных «проводников» антикоррупционных реформ.
  • Повышение уровня информированности антикоррупционного сообщества о существующих международных механизмах оказания чрезвычайной помощи в случаях, если они подвергаются угрозам/нападениям в связи со своей деятельностью.
  • Принятие мер по борьбе со Стратегическими судебными исками, направленными против участия общественности (недобросовестно/безосновательно заявляемые иски о диффамации – прим. ред.) против журналистов и активистов в области борьбы с коррупцией.

Стратегическая цель 5.3. Использование инноваций в борьбе с коррупцией

  • Использование инноваций для предотвращения и борьбы с коррупцией, оказание помощи другим странам в использовании новых технологий, в том числе посредством проведения хакатонов и TechSprints, привлечение к разработке новых способов борьбы с коррупцией представителей частного сектора из ключевых отраслей, технологов, представителей гражданского общества и СМИ, исследователей и ученых, филантропов.
  • Совершенствование существующих и разработка новых инструментов быстрого реагирования на возникающие риски коррупции. Создание двух новых фондов: Фонда USAID по противодействию коррупции, который будет поддерживать, тестировать и применять на практике основанные на фактических данных, оперативные и преобразующие антикоррупционные программы, и Глобального антикоррупционного фонда быстрого реагирования, находящегося в совместном ведении правительства и Минюста США, который будет предоставлять консультации и помощь зарубежным антикоррупционным партнерам по всему миру.
  • Анализ возможности дальнейшего развития транснационального подхода в рамках оказания зарубежной антикоррупционной помощи, в том числе путем расширения поддержки международных сетей журналистов-расследователей, защитников гражданского общества и специалистов в области уголовного правосудия. Принятие мер по расширению возможностей для небольших организаций участвовать в конкурентной борьбе за получение бюджетных средств и сотрудничать с общественными движениями за позитивные изменения.

Стратегическая цель 5.4. Улучшение координации и анализа рисков при оказании внешней помощи

  • Принятие мер по выработке общего понимания коррупционных рисков путем проведения совместного анализа рисков, обеспечение «оценки добросовестности» и определение векторов коррупции в странах-партнерах, создание механизмов периодического обмена информацией между государственными органами для обеспечения общего понимания операционной среды и облегчения межведомственной координации при разработке и реализации программ.
  • Анализ существующих подходов к оценке и устранению коррупционных рисков в сфере развития и гуманитарной помощи.
  • Продолжение реализации пилотных проектов (в Доминиканской Республике и Демократической Республике Конго) для «проверки концепции» и определения лучших практик для межведомственного сотрудничества в использовании иностранной помощи для борьбы с коррупцией.

Стратегическая цель 5.5. Совершенствование механизмов предоставления помощи в сфере безопасности и интеграция мер по противодействию коррупции в военное планирование, анализ и операции

  • Разработка протоколов оценки коррупционных рисков до начала новых или крупных мероприятий по содействию безопасности, принятие мер по минимизации выявленных рисков.
  • Проведение оценки масштабов, форм и причин коррупции в секторе безопасности и политической воли правительств к проведению антикоррупционных реформ. Создание внутренних механизмов подотчетности в секторе безопасности.
  • Включение стандартов управления в сфере безопасности в анализ программ помощи в сфере безопасности и решений о поставках оружия.
  • Организация антикоррупционного обучения для сотрудников Министерства обороны США.
  • Принятие мер по совершенствованию процесса планирования в области безопасности.
  • Обеспечение проведения оценки эффективности в отношении наиболее дорогостоящих программ сотрудничества в странах со значительным риском коррупции.
  • Продолжение реализации реформ сотрудничества в области безопасности, предусмотренных Законом о финансировании национальной обороны на 2017 г., прежде всего в отношении персонала, его обучения и оценки, а также общего мониторинга и оценки.

------

При реализации перечисленных задач власти США планируют придерживаться следующих принципов:

  • консультация и координация – для повышения эффективности противодействия коррупции правительство будет консультироваться и координировать свои действия с представителями гражданского общества, частного сектора, международных и многосторонних организаций, правительственных партнеров, исследователей и Конгресса;
  • усиление и вовлечение – в соответствии с Меморандумом об исследовании национальной безопасности (NSSM-1) для руководителей государственных органов, в рамках всех соответствующих процессов формирования политики приоритетное внимание будет уделяться усилиям по снижению уровня коррупции как проблеме национальной безопасности, будут приниматься меры по повышению эффективности противодействия коррупции посредством двустороннего и многостороннего дипломатического взаимодействия и поощряться параллельные проводимой на федеральном уровне политике усилия органов власти штатов, местных органов власти, специалистов, деятельность которых регулируется государством;
  • постоянная оценка и совершенствование – правительство будет развивать культуру инноваций, позволяющую учитывать управляемые риски, оценивать воздействие и извлекать уроки из неудач, корректируя подход к противодействию коррупции в ответ на новые вызовы и возможности.
Темы
Отмывание
Заявители о коррупции
Политический контекст
Незаконное обогащение
Возврат активов
Гражданское общество
Международное сотрудничество
ИКТ
Подкуп ИДЛ
Прозрачность
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.