Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликован Индекс неподкупности в сфере государственной обороны

Transparency International Defence & Security (TI-DS)* впервые представила Индекс неподкупности в сфере государственной обороны (Government Defence Integrity 2020 GDI).

GDI оценивает подверженность коррупционным рискам органов и организаций, деятельность которых связана с обороной и безопасностью, в 86 странах, рассматривая при этом следующие сферы:

  • финансирование их деятельности государством;
  • проведение военных операций;
  • работа с персоналом;
  • влияние на соответствующую деятельность политически значимых лиц;
  • осуществление закупок товаров, работ, услуг.

Для оценки подверженности оборонной сферы рискам коррупции для каждой страны были проанализированы более 200 базовых показателей, распределенных по 77 тематическим разделам. Перечень указанных показателей был составлен на основе разработанной TI-DS типологии коррупционных рисков в данной сфере. Так, при оценке финансирования рассматривались, среди прочего, общедоступность отчетов о независимой проверке распоряжения активами оборонными ведомствами, публикация данных о фактических расходах на оборону в течение бюджетного года и т.д.; при анализе проведения военных операций – факты привлечения частных военных подрядчиков, наличие в стране военной доктрины, в которой коррупция рассматривается как стратегическая проблема, и т.д.; при рассмотрении особенностей управления персоналом – наличие практики публичного раскрытия результатов судебных разбирательств в отношении сотрудников спецслужб, обвиняемых в коррупции, наличие кодекса поведения военнослужащих и т.д.; при оценке политического воздействия – проведение публичных обсуждений стратегии национальной безопасности страны, факт ратификации Конвенции ООН против коррупции и т.д.; при анализе закупочной деятельности – наличие нормативной правовой базы, регулирующей закупки в сфере обороны и безопасности, публикация данных о закупках и т.д.

Оценка страны по указанным показателям проводилась небольшими группами местных исследователей. Сначала эксперт, уполномоченный на проведение первичной оценки, собирал необходимые сведения, используя результаты опросов ключевых должностных лиц правительства, органов, ответственных за обеспечение обороны и безопасности, представителей научного сообщества и гражданского общества, а также анализируя данные иных релевантных исследований. После этого показателям присваивались балльные оценки в соответствии со специальной матрицей, которые затем суммировались с помощью простого метода агрегирования без взвешивания: сначала по каждой из пяти сфер для каждой страны, затем – по стране в целом. Дополнительно указанным оценкам присваивалась одна из шести категорий риска коррупции в зависимости от количества набранных баллов:

  • A (очень низкий уровень коррупционных рисков) – 83-100 баллов;
  • B (низкий уровень коррупционных рисков) – 67-82 балла;
  • C (средний уровень коррупционных рисков) – 50-66 баллов;
  • D (высокий уровень коррупционных рисков) – 33-49 баллов;
  • E (очень высокий уровень коррупционных рисков) – 17-32 балла;
  • F (критический уровень коррупционных рисков) – 0-16 баллов.

Результаты первичной оценки затем направлялись на дополнительную независимую экспертизу с привлечением как минимум двух других местных экспертов, а также, по возможности, сотрудников национального подразделения Transparency International в соответствующей стране; одновременно на данном этапе с результатами анализа могли ознакомиться представители органов государственной власти страны и, при необходимости, представить дополнительную информацию.

По итогам проведенных исследований было выявлено, что подавляющее большинство рассмотренных стран (62%) подвержены высоким, очень высоким или критическим рискам коррупции; средняя оценка по всем странам составила всего 49 баллов. При этом, как отмечают авторы GDI, практически каждая страна продемонстрировала низкий уровень защиты от коррупционных рисков во время проведения военных операций – средний балл по данному направлению оценки составил всего 16 из 100. Кроме того, сравнив результаты индекса с данными Стокгольмского института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute) о поставках оружия, эксперты TI-DS установили, что 49% мирового импорта оружия приходится на страны, сталкивающиеся с высокими или критическими коррупционными рисками в сфере обороны и безопасности.

Первое место в GDI заняла Новая Зеландия, набравшая 85 баллов и ставшая единственным государством, которому была присвоена категория A. В категорию B вошли расположившиеся со 2 по 9 строку рейтинга страны: Бельгия, Германия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Тайвань и Великобритания. 17 стран, получивших самые низкие оценки, были отнесены к категории F, в том числе: Судан (набравший всего 5 баллов), Венесуэла, Катар, Саудовская Аравия, Азербайджан, Ангола и т.д.

Россия с итоговыми 36 баллами оказалась в категории D. При этом наиболее низкие результаты наша страна продемонстрировала в сфере проведения военных операций, набрав всего 15 баллов и попав, таким образом, в категорию F, а больше всего баллов, относительно других сфер, Российская Федерация получила по результатам оценки найма и управления персоналом (54 балла).

С результатами GDI можно ознакомиться в специальном разделе на сайте TI-DS, содержащим, в частности:

  • сводную информацию о полученных странами оценках (как общих, так и по каждой из пяти сфер);
  • профили стран, в которых представлены полные данные о результатах оценки по каждой стране, в частности, оценочные карты, сводные отчеты и т.д.;
  • подраздел, позволяющий сравнивать результаты, полученные странами по каждой из рассматриваемых сфер, в том числе по регионам;
  • интерактивную карту, визуализирующую уровень рисков коррупции по странам, а также результаты Индекса противодействия коррупции и корпоративной прозрачности оборонных компаний (Defence Companies Index on Anti-Corruption and Corporate Transparency), также разработанного TI-DS, и потоки экспорта и импорта оружия между странами, занимающими первые позиции в GDI, и странами, получившими низкие оценки;
  • информацию об используемой методологии, в том числе показатели, на основе которых рассчитывался GDI.

*Transparency International Defence & Security – одна из пяти Глобальных тематических сетевых инициатив (Global Thematic Network Initiatives – GTNI) международной неправительственной организации Transparency International, реализуемая под контролем подразделения TI в Великобритании, в рамках которой изучаются вопросы надлежащего управления, прозрачности и подотчетности, а также противодействия коррупции в сфере государственной обороны и безопасности.

Темы
Измерение коррупции

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.