Представители международных организаций, различных государственных структур и гражданского общества нередко ссылаются на такие статистические утверждения в своих документах и выступлениях, однако далеко не всегда аудитория задается вопросом достоверности соответствующих сведений.
В этой связи авторы решили проанализировать весь процесс получения наиболее распространенных статистических данных, связанных с коррупцией, разделяя их по категориям надежности:
- «достоверные» – в случае, если способ получения данных и их оценки понятен и прозрачен, а сами данные можно назвать надежными;
- «проблематичные» – при наличии недостатков применительно к самим данным (например, они основаны на нерепрезентативной выборке) или проблем с используемыми способами их анализа (например, выводы основаны на неправдоподобных предположениях о данных);
- «необоснованные» – при отсутствии первоисточника или искажении соответствующих сведений либо при использовании в первоисточнике необоснованных предположений.
Как отмечают эксперты U4, из десяти рассмотренных статистических утверждений ни одно нельзя было назвать «достоверным», и только два были относительно близки к достоверности; в этой связи шесть из анализируемых статистических данных были отнесены к категории «проблематичные», а остальные четыре оцениваются авторами как совершенно «необоснованные».
1. «Ежегодно в мире выплачивается около $1 трлн в виде взяток» – категория «проблематичные данные»
Авторство этой часто цитируемой фразы приписывается Всемирному банку, а основанием для соответствующего вывода стали результаты анализа, проведенного в середине 2000-х гг. бывшим директором глобальных программ Института Всемирного банка Даниэлем Кауфманом.
В своем исследовании Кауфман и его коллеги опирались на данные опроса предприятий, проведенного Всемирным банком в 2000 г. (WBES), опроса руководителей Всемирного экономического форума 2004 г. и отдельных опросов домохозяйств, проведенных Всемирным банком в период с 1999 по 2003 гг.
При этом данные опросов оказались недостаточными для получения оценки ежегодных выплат взяток в глобальном масштабе, поэтому они были экстраполированы исследователями. Однако, как отмечают эксперты U4, используемый метод экстраполяции не являлся прозрачным и зачастую основывался на необоснованных и, скорее всего, неверных для многих стран предположениях, а полное описание методов анализа и конкретных расчетов не было обнародовано. Кроме того, сведения, полученные Кауфманом, к 2021 г. сильно устарели и, вероятно, на сегодняшний день не отражают реальной картины.
Одновременно следует отметить, что на самом деле в исследовании отсутствовала такая однозначная цифра, как $1 трлн, и приводился лишь диапазон от $600 млрд до $1,76 трлн, без указания того, что ежегодные коррупционные издержки лежат ровно по середине указанного диапазона.
2. «Около $2,6 трлн государственных средств похищается / растрачивается ежегодно» – категория «необоснованные данные»
Соответствующая цифра впервые появляется в речи Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в 2018 г. без ссылки на источник данных, в то время как в документах ООН в качестве первоисточника указано совместное заявление коалиции организаций гражданского общества от 2008 г., в котором оценивались общие годовые издержки от коррупции, а не размер похищенных / растраченных средств.
Таким образом, при подготовке речи Гутерриша информация из обозначенного заявления была неверно интерпретирована, а дальнейшее ее цитирование в таком же искаженном виде другими организациями связано с беспрекословным авторитетом ООН.
3. «Коррупция ежегодно обходится мировой экономике примерно в $2,6 трлн или 5% ВВП» – категория «необоснованные данные»
Соответствующее утверждение впервые встречается в публикации 2008 г. «Clean Business Is Good Business», подготовленной коалицией организаций, в которую входили Международная торговая палата, Transparency International (TI) и Всемирный экономический форум.
В публикации содержалась ссылка на данные Всемирного банка, однако однозначный первоисточник приводимых цифр не указывался. Можно было бы предположить, что в основе данного утверждения лежит все то же исследование Кауфмана, однако в своей работе он не оценивал ежегодные издержки на коррупцию. Кроме того, с 2006 г. 5% мирового ВВП ни разу не составили $2,6 трлн.
4. «Коррупция, вместе с уклонением от уплаты налогов и незаконными финансовыми потоками, обходится развивающимся странам примерно в $1,26 трлн в год – категория «проблематичные данные»
Впервые эта цифра появляется в отчете Аналитического центра «Глобальная финансовая неподкупность» (Global Financial Integrity – GFI) 2011 г. «Незаконные финансовые потоки из развивающихся стран за десятилетие, закончившееся в 2009 году». В основе статистики лежит несколько оценок незаконных финансовых потоков от GFI, опубликованных к 2008 г. и фигурирующих в отчете.
Как отмечают эксперты U4, ее достоверность вызывает сомнения по ряду причин.
Во-первых, GFI использует для оценки незаконных финансовых потоков часто критикуемый метод подсчета расхождения в официальной торговой и макроэкономической статистике для выявления скрытых финансовых потоков.
Во-вторых, оценки незаконных финансовых потоков, сделанные GFI в 2008 г., необоснованно высоки по сравнению с последующими измерениями. При этом, поскольку схожие исследования проводились и позже, представляется нецелесообразным опираться на устаревшую статистику.
В-третьих, GFI оценивает незаконные финансовые потоки из всех источников, а не только от коррупции, в то время как организации, цитирующие публикацию GFI, фокусируются в своих заявлениях лишь на коррупционных преступлениях.
5. «Около 10–25% государственных расходов на закупки ежегодно теряется из-за коррупции» – категория «проблематичные данные»
Организации, использующие указанные данные, в качестве их источников ссылаются в первую очередь на следующие документы:
- Руководство TI по борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок 2006 г. (Transparency International’s 2006 Handbook for Curbing Corruption in Public Procurement);
- Руководство Управления ООН по наркотикам и преступности по борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок и управления государственными финансами 2013 г. (UNODC’s 2013 Guidebook on Anti-Corruption in Public Procurement and the Management of Public Finances);
- Руководство ОЭСР «Реализация принципов ОЭСР по обеспечению честности в сфере государственных закупок» 2013 г. (OECD 2013 Guide, Implementing the OECD Principles for Integrity in Public Procurement).
Однако ни в одном из них не указан первоисточник. При этом, как выяснили эксперты U4, Руководство ОЭСР опирается на данные из Руководства TI и самооценку отдельных стран-членов ОЭСР, входящих в экспертную группу по добросовестности и государственным закупкам, а Руководство TI представляет собой «сводку» оценок, содержащихся в различных тематических исследованиях, опросах и публикациях, а также общедоступных данных об осуждении за взяточничество.
Проведенный авторами доклада U4 анализ выявил, что в основе данной статистики, вероятнее всего, лежат две публикации Всемирного банк, подготовленные Чарльзом Кенни в 2006 и 2007 гг., а также ранее обозначенное исследование Кауфмана, которые, однако, рассматривают размеры взяток в сфере государственных закупок, что не является эквивалентом государственных расходов на закупки.
При этом, как отмечено в докладе, существуют более целенаправленные исследования, включая аудиты отдельных программ в различных странах, которые можно использовать в качестве источника для оценки масштабов мошенничества в государственных закупках в отдельных случаях.
6. «Около 10–30% расходов на инфраструктуру, финансируемых за счет государственных средств, ежегодно теряется из-за коррупции» – категория «необоснованные данные»
Многие организации, приводящие данную статистику, прямо или косвенно опираются на пресс-релиз Инициативы прозрачности строительного сектора (Construction Sector Transparency Initiative - CoST) от октября 2012 г., в то время как сама CoST указывает в качестве первоисточника отчет TI «Глобальная коррупция» 2005 г. (TI’s 2005 Global Corruption Report). Однако в соответствующем документе подобные выводы отсутствуют.
Помимо отчета TI, CoST использовала данные ОЭСР и Американского общества инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers - ASCE), представленные в документе Джона Хокинса под названием «Снижение уровня коррупции в инфраструктурных секторах» 2013 г., а также в докладе МВФ о государственных инвестициях за 2015 г. Однако анализ публикации выявил, что выводов о том, что в целом 10–30% расходов на инфраструктуру теряется из-за коррупции, в документе также не содержится, схожие данные представлены лишь в отношении одной страны (Индонезии).
7. «Около 20–40% расходов водного сектора ежегодно теряется из-за коррупции» – категория «необоснованные данные»
Авторам исследования не удалось определить первоисточник соответствующей статистики: ПРООН и Общество международного сотрудничества Германии (Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit – GIZ) ссылаются на документ Сети сохранения водных ресурсов (Water Integrity Network – WIN) «Глобальная перспектива сохранения водных ресурсов» 2016 г., которая, в свою очередь, ссылается на Всемирный банк (без указания конкретного источника) и на публикацию 2006 г. Шведского водного дома (Swedish Water House – SWH), в которой – снова без конкретной ссылки – упоминаются «оценки Всемирного банка». Дальнейшие попытки найди сведения, на которых основано утверждение об издержках коррупции в водном секторе, приводят к документам, в которых соответствующие цифры в контексте потери денежных средств из-за коррупции не упоминаются или основываются на неподтвержденных данных.
8. «До 30% средств, выделяемых в качестве помощи на развитие, ежегодно теряется из-за мошенничества и коррупции» – категория «проблематичные данные»
Такая статистика появляется в выступлении бывшего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в 2012 г. без отсылки к первоисточнику.
Авторами исследования было выдвинуто предположение, что в основе высказывания могут лежать либо выводы из книги Раймонда Бейкера 2005 г. под названием «Ахиллесова пята капитализма» и политического доклада Р. Бейкера и Б. Доусон 2003 г., в которых, однако, не оцениваются материальные потери средств, выделяемых в качестве помощи для целей развития, либо результаты внутренних аудиторских проверок Глобального фонда ООН по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Однако если Пан Ги Мун действительно опирался на данные указанных аудитов, то экстраполяция сведений об издержках, связанных с мошенничеством и коррупцией, выявленных в одной программе, на коррупционные потери во всей сфере оказания помощи для целей развития представляется весьма спорной.
9. «Коррупция в таможенной сфере обходится членам Всемирной таможенной организации не менее чем в $2 млрд в год» – категория «проблематичные данные»
Использующая данное утверждение TI в качестве источника ссылается на ОЭСР, в то время как Конференция ООН по торговле и развитию указывает на Всемирную торговую организацию.
При этом и ОЭСР, и ВТО, вероятно, опираются на статью «Помогают ли программы упрощения таможенной торговли снизить уровень коррупции на таможне?» Б.Майкла, Ф.Фергюсона. и А.Каримова 2012 г. В данной публикации утверждается, что для оценки общих потерь государственных доходов, связанных с коррупцией, используется сочетание предыдущих исследований и статистического анализа, однако более ранние исследования, на которые ссылаются авторы, по мнению экспертов U4, непрозрачны и, вероятно, недостоверны, а используемые ими методы, исходя из их описания, могут иметь потенциально серьезные недостатки.
10. «Около 1,6% ежегодных смертей детей в возрасте до 5 лет (более 140 000 смертей в год) частично обусловлены коррупцией» – категория «проблематичные данные»
Первоисточником соответствующих данных является научная статья «Коррупция убивает: Оценка глобального влияния коррупции на смертность детей» 2011 г., написанная группой исследователей под руководством Матье Ханфа.
Как отмечают авторы доклада U4, методология данного исследования является достаточно прозрачной, а используемые методы соответствуют поставленным задачам. Однако в исследовании присутствуют некоторые очевидные трудности с экстраполяцией из-за существования ряда потенциально важных переменных, которые невозможно было проконтролировать, точечности приводимых оценок, использования кардинальной шкалы – шкалы, где разница между 1 и 2 является такой же, как разница между 2 и 3, между 3 и 4 и т.д.
Сами авторы статьи проявляют должную осторожность в представлении своих оценок числа детских смертей, связанных с коррупцией, в то время как ссылающиеся на работу организации используют эти цифры как точные и определенные. В этой связи, несмотря на то что данная статистическая информация была признана экспертами U4 наиболее приближенной к «достоверной», они все же относят указанные данные к категории «проблематичных» и полагают необходимым цитировать их только с соответствующими оговорками.
Не выявив в рамках своего исследования ни одного однозначно «достоверного» статистического утверждения, эксперты U4 призывают при использовании таких данных учитывать несколько моментов, в том числе:
- всегда обращаться к первоисточнику (а в письменных документах – цитировать и/или давать ссылку на него), который при этом должен быть легко идентифицируемым;
- внимательно анализировать данные первоисточника для проверки подхода к оценке: следует как минимум убедиться, что статистические выводы основаны на количественных данных и оценивают ту же величину, которая анализировалась в первоисточнике;
- не смешивать принадлежность автора к авторитетной организации с официальными выводами учреждения: если статистика подготовлена сотрудником и не является официальной позицией организации, в обязательном порядке следует указывать это при цитировании;
- не преувеличивать определенность, точность или возможность обобщения статистики;
- избегать «декоративной» статистики и сосредотачиваться на доказательствах значимых эффектов или корреляций: перенос акцента с ненадежной глобальной описательной статистики на эмпирические доказательства причинно-следственных связей приведет к продуктивному сдвигу от общих описаний проблемы к рассмотрению последствий и причин.