Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Боливии внесены изменения в антикоррупционное законодательство

В Боливии вступил в силу Закон № 1390 «Об усилении борьбы с коррупцией» (Ley de Fortalecimiento Para la Lucha Contra la Corrupción).

Принятый нормативный правовой акт направлен на совершенствование положений Закона №004 «О борьбе с коррупцией, незаконным обогащением и расследовании преступлений» (Ley de Lucha Contra la Corrupción, Enriquecimiento Ilícito e Investigación de Fortunas), известного также как Закон Марсело Кирога Санта Крус (Marcelo Quiroga Santa Cruz), Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса.

Основные новеллы Закона касаются следующих областей:

1. Сроки исковой давности

Закон отменяет сроки давности для привлечения к ответственности за совершение коррупционных преступлений в случае, если такие преступления наносят серьезный экономический ущерб государству или высшим исполнительным органам власти.

2. Установление ответственности юридических лиц

Принятый нормативный правовой акт расширяет круг субъектов для отдельных коррупционных преступлений, распространяя на организации (государственные и частные, национальные и иностранные) и их сотрудников ответственность за:

  • пассивное взяточничество;
  • необоснованное обогащение;
  • отмывание доходов;
  • незаконное заключение контрактов;
  • нарушение условий контрактов;
  • создание фиктивных компаний или ассоциаций.

Корпоративная ответственность при этом может возникать, если коррупционное или связанное с коррупцией преступление:

1. было совершено физическим лицом:

  • уполномоченным принимать решения от имени юридического лица или наделенным руководящими функциями (или группой таких лиц);
  • не уполномоченным принимать решения от имени юридического лица, но с одобрения лица или группы лиц, обладающих соответствующими полномочиями;
  • действующим под руководством или контролем лица или группы лиц, уполномоченных принимать решения от имени юридического лица или наделенных руководящими функциями;

2. было совершено с целью получения выгоды юридическим лицом или в его интересах;

3. юридическое лицо использовалось для совершения такого преступления.

Санкции, установленные Законом для юридических лиц, включают:

  • утрату правосубъектности;
  • наложение штрафа;
  • временную потерю государственных субсидий или иных выплат;
  • конфискацию приобретенных в результате неправомерной деятельности активов;
  • частичную приостановку деятельности;
  • запрет на осуществление деятельности;
  • обязательство внедрить систему мер по предупреждению нарушений.

Обстоятельствами, которые могут позволить организации претендовать на смягчение санкций, являются:

  • раскрытие компетентным органам информации о совершении преступления до возбуждения дела в отношении юридического лица;
  • оказание содействия следствию;
  • предоставление значимой для выявления вовлеченных в совершение преступления лиц информации;
  • принятие мер по устранению или минимизации ущерба, причиненного преступлением, или мер по урегулированию конфликта.

3. Освобождение от ответственности физических лиц

Закон устанавливает возможность прекращения уголовного преследования за коррупционные преступления в отношении физического лица в случае, если:

  • указанное лицо предоставило информацию, значимую для целей расследования, а также оказывало процессуальное содействие следствию;
  • предоставленные им сведения способствовали предупреждению совершения нового преступления или существенному уменьшению масштабов и/или последствий уже имевшего место преступления, в том числе позволили выявить обстоятельства, при которых преступление было спланировано и совершено (планируется к совершению), идентифицировать исполнителей и участников совершенного или готовящегося преступления и определить их роли в преступной схеме;
  • нарушение, в котором обвиняется такое лицо, является незначительным.

4. Изменение антикоррупционных стандартов для должностных лиц

Закон вносит изменения в действующие ограничения на получение подарков: в частности, за нарушение соответствующего запрета служащий теперь не может быть привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы – в качестве наказания Законом предусматривается только штраф. Кроме того, документ установил исключение из запрета, признав допустимым получение и дарение подарков, являющихся данью традициям и обычаям, а также подарков, вручаемых в рамках протокольных мероприятий.

5. Изменение санкций для должностных лиц

Принятый нормативный правовой акт расширяет перечень мер дисциплинарной ответственности, которые могут быть применены в отношении должностных лиц: теперь виновным в коррупционных преступлениях лицам могут запретить замещать должности в государственном секторе (но только в той сфере деятельности, в которой было совершено нарушение) на срок от 6 месяцев до 10 лет.

Период дисквалификации будет рассчитываться по следующей шкале:

  • от 4 до 10 лет – в случае, если лицу было назначено наказание в виде лишения свободы;
  • от 6 месяцев до 4 лет – в случае, если лицу было назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

Действие дисквалификации начинается после завершения основного наказания. При этом сведения об отстранении от замещения должностей будут вноситься в специальный реестр.

6. Реституционное правосудие

Закон также предоставляет судьям право не возбуждать в отношении лица, обвиняемого в коррупционном или связанном с коррупцией преступлении, традиционное уголовное преследование, передав его дело в программу реституционного правосудия в случае, если преступление не наносит серьезного экономического ущерба государству (ущерб не превышает 7 000 000 боливиано – примерно 74 млн рублей). Такое нововведение призвано создать условия для добровольного возмещения причиненного вреда и более широкого распространения внесудебного разрешения дел.

Согласно Закону, процедура переговоров пострадавшего и обвиняемого должна проводиться многопрофильной профессиональной комиссией при координации и содействии аккредитованного медиатора; при этом по достижении соглашения и возмещении ущерба в результате восстановительной процедуры пострадавшее лицо обязано подать прошение к судье об объявлении о прекращении уголовного дела, приостановлении наказания, условном освобождении, смягчении наказания в виде лишения свободы и т.д.

7. Заочное рассмотрение дел

Одновременно нормативный правовой акт предусматривает возможность проводить судебные заседания по делам о коррупции и преступлениям против человечества заочно в случае отсутствия обоснованной причины неявки обвиняемого лица, которое было вызвано и уведомлено в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса.


Принятый Закон, однако, подвергся критике со стороны отдельных экспертов и оппозиции, которые считают, что его положения могут быть использованы правящей партией для оказания влияния на своих конкурентов. В частности, употребление такой субъективной формулировки основания для отмены сроков исковой давности («если преступление наносит серьезный экономический ущерб государству или высшим исполнительным органам власти») создает широкие возможности для злоупотреблений и привлечения к ответственности «неугодных» лиц; допустимость заочного рассмотрения дел позволяет выносить приговоры без участия таких лиц, лишая их права защищаться в суде; возможность прекращения уголовного преследования в отношении лиц, сотрудничающих со следствием, формирует условия, в которых представителей оппозиции сможет «оклеветать» лицо, связанное с действующей властью, и не понести за это наказания.

Дополнительно следует отметить некоторую несостоятельность введенных Законом положений об ответственности юридических лиц. В частности, в зарубежных странах корпоративная ответственность, как правило, наступает в случае, если преступление совершено связанным с организацией физическим лицом от ее имени или в ее интересах, а также – в обход установленных в организации мер по предупреждению нарушений. Наличие же в компании комплаенс-системы может являться основанием для смягчения ответственности юридического лица. Таким образом, используя подобные нормы, законодатель стимулирует организации принимать меры по предупреждению коррупции. Однако боливийский Закон не содержит ни первого, ни второго условия, как следствие, значимость внесенных изменений для целей предупреждения коррупции в частном секторе вызывает объективные сомнения.

Темы
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.