Соответствующая поправка №176 в феврале была внесена в более масштабный законопроект о развитии солидарности и борьбе с глобальным неравенством.
Согласно пояснительной записке к тексту законопроекта, под «активами, полученными в результате неправомерной деятельности» (biens mal acquis) следует понимать активы (движимое и недвижимое имущество, финансовые продукты и т.п.), приобретенные на территории Франции в целях отмывания доходов, полученных в результате незаконной деятельности, или сокрытия финансовых преступлений, в том числе коррупционных, совершенных в зарубежных юрисдикциях политически значимыми лицами и/или их родственниками и наносящих ущерб государственным институтам и населению таких юрисдикций.
В соответствии с нормами действующего законодательства, при отсутствии со стороны государства, являющегося местом происхождения средств, на которые были приобретены такие активы, гражданского иска на получение компенсации или обращения с просьбой о взаимной правовой помощи в целях конфискации доходов от их продажи, такие активы / средства от их продажи поступают в общий государственный бюджет Франции.
Предлагаемый законопроект предусматривает необходимость возвращения средств от продажи конфискованных biens mal acquis в страны происхождения «путем финансирования действий в области развития как можно ближе к заинтересованным группам населения».
С этой целью в Казначействе Франции будет создана специальная бюджетная программа, на которой такие средства будут размещены до принятия решения об их распределении на соответствующие программы развития через неправительственные организации или Французское агентство развития (Agence Française de Développement – AFD). Предполагается, что в рамках данной бюджетной программы средства, полученные в результате неправомерной деятельности, будут храниться отдельно от общего бюджета фондов помощи в целях развития, а также что будет обеспечена возможность отслеживания их движения на начальных этапах процесса реституции. Контроль за бюджетной программой будет осуществлять Парламент при участии французских и международных неправительственных организаций; первоначально предлагалось предоставить исключительный контроль над фондами AFD, однако, учитывая высокие риски наделения ведомства такими дискретными полномочиями, соответствующие положения были изменены.
2 марта 2021 года законопроект был единогласно принят Национальным собранием Франции и теперь ожидает одобрения Сената.
На разработку правовой базы для реституции biens mal acquis французским законодателям потребовалось около 13 лет: первые иски по таким делам были поданы Transparency International France и Sherpa еще в 2008 году. В частности, тогда неправительственные организации выдвинули обвинения против сына президента Экваториальной Гвинеи Теодорина Нгема Обианг Манге, занимавшего различные должности в правительстве своего отца.
В 2017 году французский суд признал Теодорина Нгеме виновным в отмывании денег и растрате средств и принял решение о привлечении его к ответственности в виде лишения свободы и выплаты штрафа, а также о конфискации его имущества на сумму почти €150 млн евро. В феврале 2020 года апелляционный суд оставил приговор в части конфискации в силе, а в декабре 2020 года Международный суд вынес окончательное решение, которым отклонил доводы Экваториальной Гвинеи о том, что наиболее значимый арестованный в рамках разбирательства актив – особняк со 101 комнатой на авеню Фош в Париже стоимостью €110 млн – должен быть защищен дипломатической неприкосновенностью.
Теодорин Нгема подал апелляцию в Кассационный суд Франции, который должен рассмотреть ее в ближайшие месяцы. Если законопроект к этому времени еще не будет принят, то средства, полученные от продажи конфискованного имущества, поступят в общий бюджет Франции.