Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Overseas Production Orders: инструмент для получения электронных данных из-за рубежа

В Великобритании правоприменители смогут получать хранящиеся за рубежом электронные данные, необходимые для проведения расследований, с помощью Overseas Production Orders (OPO).

Возможность использования OPO в качестве специального инструмента международного сотрудничества была введена в стране Законом от 12 февраля 2019 года «О преступлениях (запросы данных из-за рубежа)» (Crime (Overseas Production Orders) Act 2019): согласно его положениям, британские правоохранители* наделяются правом через суд запросить сведения, хранящиеся в иностранных юрисдикциях, если они требуются для проведения уголовного расследования и/или судебного преследования. Соответствующие запросы могут быть направлены в адрес зарубежных поставщиков коммуникационных услуг (например, Google или Facebook) и распространяются только на данные, хранящиеся в электронном виде. Кроме того, в рамках OPO не могут быть предоставлены конфиденциальные данные (информация о здоровье, религии, материальном положении), а также сведения, защищаемые адвокатской тайной.

Решение об удовлетворении ходатайства об OPO принимается Королевским судом (в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии) или Верховным судом (в Шотландии). С этой целью суд оценивает необходимость и обоснованность перечня запрашиваемых данных, в том числе с учетом следующих факторов:

  • имело место преступление, по факту совершения которого было возбуждено уголовное расследование или ведется судебное разбирательство, либо ведется расследование террористической деятельности;
  • запрашиваемые данные могут иметь существенное значение для разбирательства или использоваться в качестве доказательства совершения преступления;
  • передача запрашиваемых данных будет отвечать общественным интересам с учетом возможностей, которые предоставляет их использование для целей расследования/разбирательства.

Кроме того, обязательным условием для направления OPO является наличие между Великобританией и страной, в которой зарегистрирован искомый поставщик коммуникационных услуг, специального соглашения об использовании данного инструмента**.

В случае удовлетворения ходатайства суд направляет запрос на OPO Государственному секретарю (Лорду-адвокату в Шотландии), который должен в течение 3 месяцев его рассмотреть и адресовать далее – соответствующему поставщику коммуникационных услуг. У поставщика, в свою очередь, будет 7 дней на то, чтобы собрать и предоставить запрашиваемую информацию (указанный срок может быть продлен или сокращен по решению суда). При этом поставщик коммуникационных услуг самостоятельно определяет, какие сведения являются допустимыми для раскрытия (т.е. не составляют тайну частной жизни, не защищены адвокатской тайной).

Введение OPO призвано сократить время, требуемое на предоставление зарубежными странами необходимых для расследования данных британским правоприменителям, которые сейчас вынуждены обращаться к механизму взаимной правовой помощи (Mutual Legal Assistance – MLA)*** и в связи с длительностью соответствующей процедуры рискуют не получить необходимые доказательства вовремя.

Однако использование OPO связано с рядом дополнительных трудностей.

Во-первых, «быстрая» процедура запроса OPO на практике может заметно затягиваться в связи с включением в нее дополнительного звена – Генерального секретаря. Учитывая, что по истечении 3 месяцев, отведенных последнему на рассмотрение OPO, соответствующий запрос будет аннулирован, существует вероятность задержек при его несвоевременном рассмотрения Генеральным секретарем и, как следствие, необходимости направления правоохранителями повторного ходатайства об OPO и повторного его рассмотрения судом.

Во-вторых, использование OPO предполагает возможность включения в него по решению суда требования о неразглашении: это означает, что субъект, данные о котором запрашиваются, не будет осведомлен об этом, по крайней мере до момента официального предъявления обвинений. В этой связи существуют риски дополнительных судебных разбирательств (satellite litigation) со стороны таких субъектов относительно приемлемости использования соответствующих данных.

В-третьих, данные, запрашиваемые у поставщика коммуникационных услуг, зарегистрированного в одной стране, могут храниться в другой юрисдикции. В таком случае поставщику придется столкнуться с дополнительными трудностями, связанными с требованиями законодательства о защите данных такой юрисдикции, особенно с учетом короткого срока предоставления ответа на OPO (7 дней).


*К лицам, наделенным правом ходатайствовать о направлении OPO, относятся сотрудники полиции, прокуратуры, Бюро по расследованию случаев серьезного мошенничества (Serious Fraud Office – SFO), Управления по финансовому регулированию и надзору (Financial Conduct Authority – FSA), Управления по налоговым и таможенным сборам (HM Revenue & Customs) и иных правоохранительных органов.

**В настоящее время подобное соглашение было подписано только с США (вступило в силу в июле 2020 года). Таким образом, Великобритания получила возможность запрашивать электронные данные, хранящиеся на территории США, при условии, что целью расследования не является гражданин США, или лицо, официально постоянно проживающее на территории США, или лицо, физически находящееся на территории США. Однако даже при наличии такого соглашения на данный момент полноценно использовать все преимущества OPO британские и американские правоприменители не могут. Это связано, прежде всего, с тем, что США, в отличие от Великобритании, еще не успели принять все необходимые дополнительные поправки в законодательство: в этой связи возможность получения сведений через OPO пока есть только у британских, но не у американских правоприменителей. Кроме того, действующие в США нормы законодательства позволяют поставщикам коммуникационных услуг направлять возражения на OPO, что может стать причиной дополнительных судебных разбирательств и, как следствие, значительно увеличить сроки предоставления запрашиваемой информации либо вовсе привести к отказу от ее предоставления.

***Следует отметить, что в связи с недавним решением Верховного суда Великобритании об ограничении полномочий SFO в части требований о предоставлении хранящихся за рубежом документов у британских правоприменителей фактически остался только один инструмент для получения необходимых сведений в рамках расследований – MLA

Темы
Международное сотрудничество
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.