Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Коста-Рике принята Национальная стратегия противодействия коррупции

В Коста-Рике опубликована Национальная стратегия противодействия коррупции на 2021–2030 годы (Estrategia Nacional de Integridad y Prevención de la Corrupción 2021–2030).

Стратегия была разработана специально созданной для этого Рабочей группой и стала первым подобным документом в истории Коста-Рики.

Основные задачи в области противодействия коррупции в ней распределены по 5 ключевым направлениям и при необходимости могут быть адаптированы к изменяющимся внешним обстоятельствам.

1. Государственное регулирование

Ключевой целью первого направления является создание системы государственного регулирования противодействия коррупции, в том числе установление антикоррупционных стандартов, механизмов контроля их соблюдения и мер ответственности за их нарушение.

Для этого в стратегии определены следующие основные задачи:

  1. проведение исследования лучших международных практик противодействия коррупции, на основе результатов которого Рабочая группа подготовит и представит компетентным органам предложения по внесению изменений в законодательство;
  2. реформирование нормативной правовой базы, устанавливающей систему антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, и формирование соответствующей институциональной среды, включая определение органов, уполномоченных на контроль соблюдения антикоррупционных стандартов, их полномочий и используемых инструментов контроля, механизмов проведения мониторинга и оценки соблюдения требований законодательства, конкретизация способов межведомственного взаимодействия государственных органов всех уровней, а также вовлечения иных заинтересованных сторон (бизнеса, гражданского общества);
  3. разработка национальной антикоррупционной политики, предусматривающей закрепление руководящих принципов и механизмов предупреждения и борьбы с коррупцией в стране.

2. Управление человеческими ресурсами

Второе направление Стратегии предполагает обеспечение соблюдения стандартов поведения и соответствия должностным требованиям при приеме на государственную службу и ее дальнейшем прохождении.

Для этого в документе предлагается:

  1. сформировать Национальную систему этики и ценностей (Sistema Nacional de Ética y Valores) и внедрить Модель этического управления (Modelo de Gestión Ética) во всех государственных органах, предусматривающую создание механизмов выявления неэтичного поведения, разработку кодексов этики и соответствующих методических материалов, организацию обучения для служащих, проведение периодического мониторинга и оценки эффективности использования указанных инструментов, в том числе через Национальную комиссию по этике и ценностям (Comisión Nacional de Ética y Valores);
  2. стандартизировать и усовершенствовать механизмы приема на государственную службу с тем, чтобы они позволяли выявлять недобросовестных и не соответствующих требованиям кандидатов;
  3. обеспечить проведение антикоррупционного обучения для служащих после назначения на должность и в дальнейшем на постоянной основе, в том числе информируя их об установленных антикоррупционных стандартах и санкциях за их несоблюдение, а также организовывать мероприятия по повышению осведомленности иных лиц (граждан, организаций) о таких стандартах;
  4. сформировать единообразную систему административных и дисциплинарных мер ответственности, применяемых в государственных органах и иных организациях государственного сектора, а также определить подразделения (сотрудников), ответственных за применение санкций.

3. Участие граждан и общественный контроль

Еще одной целью Стратегии стало усиление роли гражданского общества, включая использование механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов.

По данному направлению в документе определены следующие задачи:

  1. провести оценку существующих механизмов взаимодействия органов власти с гражданским обществом, выявить возможности для их совершенствования, в том числе посредством организации обучения и просвещения: так, Стратегией запланирована разработка курса для граждан, касающегося механизмов взаимодействия с государством и осуществления общественного контроля, проведение иных мероприятий по повышению их информированности о возможностях участия в противодействии коррупции, запуск программы подготовки кураторов, которые будут оказывать консультационную поддержку граждан в части реализации Стратегии, существующих механизмов информирования и общественного контроля, а также разработка курса для государственных служащих, разъясняющего роль гражданского общества в обеспечении прозрачности и борьбы с коррупцией;
  2. обеспечить разработку учебных программ, проведение обучающих мероприятий, информационных кампаний, направленных на развитие нетерпимости к коррупции среди молодежи в рамках национальной системы образования всех уровней, а также среди работников организаций в наиболее подверженных коррупционным проявлениям секторах экономики;
  3. обеспечить совершенствование механизмов защиты лиц, раскрывающих информацию о коррупционных нарушениях, в том числе принятие нормативных правовых актов, устанавливающих меры по защите заявителей, формирование необходимых условий для подачи обращений, совершенствование механизмов конфиденциальной передачи сведений в уполномоченные органы, определить меры по поощрению деятельности журналистов-расследователей, а также обеспечить надлежащее информирование граждан о существующих каналах раскрытия и установленных мерах защиты для заявителей.

4. Взаимодействие государственного и частного секторов

Данное направление Стратегии предполагает принятие мер по минимизации коррупционных рисков при взаимодействии государственного и частного секторов, в первую очередь за счет выявления зон повышенных рисков и предотвращение конфликта интересов.

С этой целью в документ включены следующие задачи:

  1. определить наиболее вероятные риски коррупционных правонарушений при осуществлении государственных закупок, разработать Общую методику выявления рисков совершения коррупционных нарушений (Marco General de Identificación de Riesgos de Posibles Actos de Corrupción), развивать механизмы общественного контроля за заключением государственных контрактов;
  2. обеспечить внедрение во всех государственных органах положений об урегулировании конфликта интересов с учетом конкретных коррупционных рисков;
  3. усовершенствовать правовые инструменты, направленные на предотвращение отмывания доходов, взяточничества, торговли влиянием, иных коррупционных преступлений, а также контроль лоббистской деятельности и «вращающихся дверей»;
  4. установить обязанность принятия мер по предупреждению коррупции в государственных органах и в организациях частного сектора, обеспечить поддержку внедрения таких мер посредством организации соответствующего обучения и информирования, а также создания специального ведомства, ответственного за мониторинг и оценку комплаенс-программ и оказание консультативной поддержки органам и организациям.

5. Прозрачность и подотчетность

Целью последнего направления Стратегии является обеспечение открытости государственных баз данных, повышение прозрачности и совершенствование механизмов отчетности государственных органов, а также упрощение процедуры получения информации и государственных услуг гражданами.

На данный момент в Коста-Рике отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопросы обеспечения прозрачности и доступа к информации, поэтому основной задачей в рамках указанного направления является принятие соответствующего законопроекта (Ley sobre Transparencia y Acceso a la Información Pública), а также организация последующего обучения государственных служащих по вопросам подготовки и предоставления сведений заинтересованным лицам, информирование граждан о возможностях поиска и использования таких сведений, в том числе для осуществления общественного контроля, а также публикация приоритетных наборов открытых данных, которые могут использоваться в целях предупреждения и борьбы с коррупцией.

Одновременно планируется принятие мер по упрощению процедуры получения государственных услуг, в первую очередь за счет создания цифрового «единого окна», стандартизации данных и обеспечении операционной совместимости между базами данных различных органов и учреждений, что в дальнейшем также позволит анализировать и обобщать данные для принятия решений и управления коррупционными рисками.

Темы
Конфликт интересов
Заявители о коррупции
Обучение и просвещение
Комплаенс
Коррупция в сфере государственных закупок
Гражданское общество
Стандарты поведения
Прозрачность

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.