Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Состоялась Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией

Со 2 по 4 июня 2021 года в Нью-Йорке прошла Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, впервые посвященная теме борьбы с коррупцией (UN General Assembly Special Session against Corruption).

По результатам Специальной сессии была принята Политическая декларация «Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества» (на момент публикации заметки итоговая резолюция, утверждающая декларацию, еще не была опубликована, доступен для ознакомления проект Резолюции № A/S-32/L.1).

В документе еще раз подчеркивается приверженность стран-участниц Конвенции ООН против коррупции (далее – КПК ООН) реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (утверждена Резолюцией №70/1) и достижению поставленных в ней целей, в том числе цели 16 – содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.

В Политической декларации также отмечается центральная роль КПК ООН как ключевого международного соглашения в области противодействия коррупции, а Конференции стран-участниц КПК ООН – как основного формата международного взаимодействия в данной сфере. Кроме того, декларация заявляет о растущей роли Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и необходимости активизации сотрудничества с ним по различным направлениям деятельности, например, по линии антикоррупционного обучения и просвещения.

В содержательном плане Политическая декларация еще раз подтверждает приверженность стран-участниц обязательствам, взятым на себя в связи с ратификацией КПК ООН, напоминая о необходимости внедрения (совершенствования) мер для реализации ее основных положений, в том числе касающихся конфликта интересов, антикоррупционного декларирования, создания специальных антикоррупционных органов, криминализации получения и дачи взяток, возврата активов, полученных в результате коррупционной деятельности, и т.д.

Одновременно в документе затрагиваются и иные вопросы, связанные с противодействием коррупции, которые прямо не регулируются КПК ООН, но в последние годы получили свое развитие, в том числе: принятие мер по раскрытию информации о бенефициарных собственниках (п. 16 декларации), выявление каналов сокрытия, перемещения и отмывания незаконных активов (пп. 17-19), развитие международного взаимодействия, как формального, так и неформального, в том числе путем создания сетей правоохранительных органов (пп. 32-33 и иные), внесудебное разрешение споров по делам о коррупции (п. 50), антикоррупционное просвещение и исследования, в том числе с участием Международной антикоррупционной академии (п. 66), применение информационных технологий для целей борьбы с коррупцией (п. 68), противодействие коррупции в спорте (п. 71), совершенствование подходов к сбору и изучению статистических данных (п. 80) и иные. Хотя Политическая декларация не содержит предложений актуализировать КПК ООН, включив в нее указанные вопросы, как призывают отдельные эксперты, появление этих тем в документе такого уровня свидетельствует об их растущей значимости в сфере борьбы с коррупцией в международном масштабе и о том, что на данный момент они фактически воспринимаются как часть универсального набора антикоррупционных мер.

Помимо обсуждения проекта Резолюции, повестка Специальной сессии предусматривала проведение около 40 различных дополнительных мероприятий, организованных странами-участницами КПК ООН, УНП ООН, организациями гражданского общества.

Одно из таких мероприятий по теме «Международное сотрудничество по вопросам предотвращения коррупции» (International Cooperation on Corruption Prevention Matters) было организовано Российской Федерацией при участии Бразилии, Индии, Китая, а также УНП ООН и Международной антикоррупционной академии. В ходе мероприятия специалисты-практики обсудили проблемы межстранового взаимодействия по вопросам получения информации о зарубежных активах должностных лиц и членов их семей, а также возможности заморозки и возврата имущества, приобретенного в результате коррупционных правонарушений. Особое внимание уделялось ситуациям, когда поиск и возврат активов осуществляются вне рамок уголовного процесса и механизмы взаимной правовой помощи (MLA) работают недостаточно эффективно. Мероприятие было направлено на развитие дискуссии о международном сотрудничестве при привлечении к ответственности за коррупционные правонарушения в рамках гражданского или административного процесса, начатой в ходе восьмой сессии Конференции стран-участниц Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

Среди других тем дополнительных мероприятий были представлены, например, применение внесудебных соглашений в разрешении дел коррупционной направленности, использование механизмов гражданско-правовой конфискации имущества, компенсация ущерба жертвам коррупционных преступлений, обеспечение гендерного равенства в сфере борьбы с коррупцией, антикоррупционное обучение и исследования и иные.

Кроме того, на специальной сессии была официально запущена Международная оперативная сеть правоохранительных органов по борьбе с коррупцией (Global Operational Network of Anti-Corruption Law Enforcement Authorities – GlobE Network), призванная стать «быстрым, гибким и эффективным инструментом для борьбы с трансграничными коррупционными правонарушениями».

Темы
Международное сотрудничество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.