Согласно результатам CPI-2020, за прошедший год большинство исследуемых юрисдикций вновь не показали значительных улучшений в области противодействия коррупции: около двух третей стран набрали менее 50 баллов из 100 возможных, а средний балл составил всего 43 из 100. Как отмечают эксперты TI, за последнее десятилетие государства в целом практически не демонстрируют успехов в борьбе с коррупцией или добиваются минимального прогресса.
Верхние и нижние строки рейтинга 2020 года остались неизменными: его лидерами вновь стали Дания и Новая Зеландия, набравшие по 88 баллов, за ними следуют Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария, получившие по 85 баллов; нижние позиции рейтинга снова заняли Венесуэла, Йемен, Сирия, Южный Судан и Сомали, которые набрали от 12 до 15 баллов.
Положительные тенденции прослеживаются в странах ближнего зарубежья: так, итоговая оценка Украины выросла на 3 балла – страна поднялась со 126 места в прошлогоднем рейтинге на 117 место в рейтинге 2020 года, Казахстан набрал на 4 балла больше, чем в прошлом году, и поднялся со 113 на 94 строку, Армения – с 77 на 60, Узбекистан – со 153 на 146, Молдавия – со 120 на 115. Кроме того, свои позиции в рейтинге улучшили некоторые страны Африки, Латинской Америки и Азии: например, Кения поднялась со 137 на 124 место, Бразилия – со 106 на 94, Сальвадор – со 113 на 104, Перу – со 101 на 94, Оман – с 54 на 49, Южная Корея – с 39 на 33.
Другие страны, напротив, заметно опустились в рейтинге. Так, 3 пункта потеряла Австрия, переместившись с 15 на 12 место, 6 пунктов – Исландия, 10 пунктов – Босния и Герцеговина, и целых 12 пунктов – Аргентина.
Российская Федерация набрала 30 баллов (против 28 в прошлом году) и расположилась на 129 строке, поднявшись сразу на 8 позиций (по сравнению со 137 местом в 2019 году). Такое же количество баллов получили Габон, Малави, Азербайджан и Мали.
Вместе с тем, как отмечают в TI, даже те страны, которые занимают верхние строки рейтинга, нельзя однозначно считать «образцом для подражания» в вопросах противодействия коррупции.
Например, в Дании, которая на протяжение многих лет становится одним из лидеров рейтинга, антикоррупционное законодательство до сих пор не криминализирует торговлю влиянием, нормы по борьбе со взяточничеством за рубежом не действуют на территории принадлежащих ей Гренландии и Фарерских островов, отсутствуют надлежащие правовые механизмы защиты заявителей о коррупции. Аналогичная проблема с обеспечением защиты заявителей существует в Новой Зеландии; кроме того, страна не ведет реестр бенефициарных собственников и не обеспечивает должной прозрачности процесса государственных закупок. В Германии до сих пор не опубликован публичный реестр лоббистов, из-за чего процесс их взаимодействия с парламентариями остается непрозрачным. В Финляндии, Люксембурге, Гонконге, Канаде, Ирландии и иных странах, входящих в топ-20 CPI, практически отсутствует правоприменительная практика в отношении преступлений, связанных с транснациональным подкупом. Кроме того, многие страны, занимающие ведущие позиции в рейтинге CPI – например, Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия, Великобритания, – одновременно являются известными офшорами: действующие в них нормы законодательства, касающиеся банковской и иной финансовой тайны, раскрытия бенефициарных собственников, уплаты налогов, покупки недвижимости и т.д., делают их привлекательными для лиц, желающих «спрятать» свои доходы, полученные в результате преступной, в том числе коррупционной деятельности.
Помимо прочего, Transparency International представила свои рекомендации по снижению уровня коррупции и более эффективному реагированию на будущие кризисы, такие, как ситуация с пандемией коронавируса:
- укреплять позиции надзорных органов: антикоррупционные и надзорные органы должны обладать достаточными средствами, ресурсами и независимостью для выполнения своих обязанностей;
- обеспечивать открытость и прозрачность государственных закупок для борьбы с правонарушениями, выявления конфликтов интересов и справедливого ценообразования;
- защищать демократию и содействовать участию гражданского общества в борьбе с коррупцией: для этого в стране должны быть созданы условия, в которых организации гражданского общества и СМИ смогут безбоязненно вести свою деятельность по обеспечению подотчетности государства;
- публиковать релевантные данные о расходовании и распределении бюджетных средств и гарантировать доступ к ним для широкой общественности.
Справочно: Transparency International ежегодно представляет свой Индекс восприятия коррупции на протяжении уже 26 лет. За это время методология расчета CPI не раз менялась. В частности, применяемая на данный момент 100-балльная система оценки была введена только в 2012 году. CPI формируется на основе опросов экспертов и предпринимателей и призван проиллюстрировать уровень восприятия коррупции в государственном секторе. TI не проводит собственных опросов, а использует данные 13 различных сторонних источников (таких, как Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Азиатский и Африканский банки развития и иные), результаты которых стандартизируются под единую балльную систему оценки. По итогу исследования страны ранжируются согласно полученному количеству баллов от 0 (наиболее высокий уровень коррупции по итогам опроса) до 100 (самый низкий уровень коррупции). Стоит отметить, что CPI, как и большинство других рейтингов, оценивающих уровень коррупции, имеет ряд недостатков, о которых мы уже писали ранее.