Передача должностными лицами своих активов (прежде всего, ценных бумаг и долей участия в организациях) в доверительное управление является одной из мер по предотвращению/урегулированию конфликта интересов. Необходимость ее принятия объясняется тем, что наличие у служащего интересов в компании, входящей в сферу его официальных полномочий, может побуждать его оказывать этой компании преференции и, соответственно, приводить к необъективности и небеспристрастности служащего.
Однако использование «традиционных» форм доверительного управления – когда лицо передает свои активы доверительному управляющему, но по-прежнему обладает информацией об их состоянии, количестве, стоимости и может давать доверительному управляющему указания относительно распоряжения такими активами, – на практике не отвечает цели противодействия коррупции. Фактически продолжая контролировать переданные в доверительное управление активы, должностное лицо все еще остается в ситуации конфликта интересов.
В этой связи для целей противодействия коррупции более предпочтительным является использование специальных форм доверительного управления, например, «слепых трастов».
При использовании «слепых трастов» должностное лицо фактически утрачивает информацию о состоянии своих активов и не может давать доверительному управляющему указания, направленные на получение личной выгоды должностным лицом, на основании информации, ставшей ему известной в силу замещаемой должности, либо оказывать неоправданные преференции в рамках выполнения своих должностных обязанностей организациям, в которых у него имеется интерес.
Авторы доклада – О.С. Маскалева и А.В. Конов – рассматривают особенности применения специальных форм доверительного управления на примере зарубежных стран, разработавших наиболее детализированное законодательство в данной сфере: США, Канады, Южной Кореи и Чили.
Учитывая, что на практике создание и реализация эффективной модели специализированного доверительного управления является чрезвычайно непростой задачей, авторами выделен ряд вопросов, ответы на которые необходимо найти законодателям прежде, чем внедрять подобные механизмы, например:
- На какие категории должностных лиц распространяются соответствующие нормы?
- Кто выбирает доверительного управляющего?
- Кто может быть доверительным управляющим и как обеспечивается его независимость?
- Какие ограничения налагаются на коммуникацию доверительного управляющего с должностным лицом, передающим ему свои актив?
и т.д.
Для каждого из указанных вопросов авторами рассмотрены используемые странами подходы, а также основные достоинства и недостатки выбранных ими решений.
Представленный доклад является одной из немногочисленных публикаций, посвященных использованию специальных форм доверительного управления для целей регулирования конфликта интересов, и первой подобной аналитической работой на русском языке.
Хотя использование такого рода механизмов сопряжено с определенными трудностями и единых «успешных» моделей их внедрения не существует, авторы доклада выражают надежду, что проведенный анализ окажется полезен как минимум для активизации обсуждения данных инструментов в научных кругах, а в будущем может быть использован при разработке системы специального доверительного управления российскими законодателями и законодателями иных стран, желающих внедрить в своей стране соответствующие механизмы.