Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Восточном Тиморе принят антикоррупционный закон

В Восточном Тиморе (Тиморе-Лешти по классификации ООН) принят новый антикоррупционный закон, устанавливающий, среди прочего, составы коррупционных преступлений и порядок декларирования.

Основные новеллы Закона от 26 августа 2020 года № 7/2020 «Меры по предупреждению и противодействию коррупции», вступившего в силу 22 февраля 2021 года, касаются таких направлений, как:

1. Ответственность за коррупционные преступления

Закон устанавливает составы коррупционных преступлений в государственном секторе, включая активный и пассивный подкуп, злоупотребление полномочиями, непредставление заявлений о конфликте интересов, невозможность обосновать происхождение богатства (в данном случае суд в принудительном порядке выносит постановление о конфискации имущества, стоимость которого превышает законный доход должностного лица, в доход государства) и иные. За совершение коррупционного преступления государственное должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок от пяти лет и запрета на замещение должностей в государственном секторе на срок от пяти до десяти лет.

С принятием Закона к ответственности за коррупционные преступления теперь могут быть привлечены и юридические лица. Так, Закон определяет составы коррупционных преступлений в частном секторе, включая коммерческий подкуп, злоупотребление влиянием на государственные органы, оказание влияния на конкурентов, отмывание доходов и иные, за совершение которых на юридическое лицо может быть наложен штраф, а также применены такие меры ответственности, как:

  • запрет на осуществление определенных видов деятельности на срок от 6 месяцев до 3 лет;
  • запрет на заключение контрактов с органами государственного управления на срок от 1 года до 3 лет;
  • лишение права на государственные субсидии, гранты или поддержку на срок от 1 до 5 лет;
  • оглашение осуждающего решения за свой счет на двух официальных языках в одной из газет с наибольшим тиражом в стране.

В дополнение к мерам уголовной ответственности суд может по собственной инициативе или по ходатайству органов прокуратуры применить обеспечительную меру в виде замораживания или ареста имущества и активов, которые в дальнейшем могут подлежать конфискации в пользу государства в случае, если они были приобретены в результате коррупционной деятельности.

2. Антикоррупционное декларирование

В соответствии с Законом, подавать декларации о доходах, активах и интересах обязаны, в частности, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, руководство и служащие отдельных государственных органов, в том числе выполняющих функции в сфере государственных закупок, налоговой и таможенной деятельности, миграции и иных.

Декларацию необходимо подавать:

  • в течение 30 дней после вступления в должность;
  • ежегодно;
  • в течение 30 дней после прекращения полномочий;
  • ежегодно в течение трех лет после увольнения.

Декларация подается в электронной форме и должна содержать информацию о:

  • членах семьи декларанта («лицах, входящих в состав его домохозяйства»);
  • доходах;
  • недвижимом имуществе и любых существенных улучшениях такого имущества;
  • движимом имуществе: наземных транспортных средствах, лодках, воздушных судах;
  • дорогостоящем имуществе стоимостью более $1500;
  • ценных бумагах;
  • коммерческих отечественных или зарубежных компаниях, акциями которых декларант владеет или владел в течение трех лет, предшествующих вступлению в должность;
  • остатках по текущим счетам, депозитным счетам и другим финансовым продуктам в отечественных или зарубежных банках, наличных сбережениях в иностранной или местной валюте и виртуальной валюте;
  • долгах и иных финансовых обязательствах;
  • подарках;
  • поездках за границу и иных значительных расходах, размер которых превышает $2500;
  • коммерческих компаниях, в которых декларант является или являлся в течение трех лет, предшествующих вступлению в должность, членом исполнительного органа управления, совета директоров, наблюдательного или консультативного совета или любых иных коллегиальных органах;
  • частных организациях, в том числе политических партиях, политических объединениях, ассоциациях и иных некоммерческих организациях, членом которых декларант является или являлся в течение трех лет, предшествующих вступлению в должность.

В своей декларации должностные лица обязаны также указывать информацию о доходах, имуществе и интересах своих членов семьи (лиц, входящих в состав домохозяйства) – супругов и экономически зависимых детей.

После подачи первичной декларации декларант обязан внести все имеющиеся в его распоряжении наличные сбережения в любой валюте, размер которых превышает $1000, на банковский счет. Владение наличными денежными средствами, превышающими указанный лимит, не может быть в дальнейшем использовано должностными лицами для обоснования своих расходов, а в случае, если сумма наличных сбережений превышает $25 000, должностное лицо обязано объяснить их происхождение.

Органом, ответственным за сбор, проверку и хранение деклараций, является Антикоррупционная комиссия (Comissão Anti-Corrupção – CAC), а применительно к декларациям Президента, депутатов Национального Парламента, членов Правительства и служащих Антикоррупционной комиссии – Верховный Суд.

После получения декларации CAC проверяет ее полноту и правильность заполнения и в случае выявления формальной ошибки в течение 15 дней уведомляет декларанта о необходимости исправления сведений. В случае непредставления уточняющих данных информация об этом направляется в орган, в котором декларант замещает должность, и Комиссию по государственной службе, и к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.

Дальнейшая углубленная проверка деклараций CAC является обязательной, охватывает все поданные декларации и проводится каждые два года. В ходе проверок CAC имеет право запрашивать информацию, которую посчитает необходимой, у любого государственного органа, физического или юридического лица, с которым декларант или член его/ее домохозяйства совершал сделки или у которого имеется информация о сделках, подлежащих декларированию, а также у членов домохозяйства декларанта. CAC также имеет доступ к государственным базам данных, информации из казино и других игорных заведений и информации банков и других финансовых организаций, а также может сотрудничать с зарубежными органами власти и организациями для проверки деклараций.

Представление заведомо недостоверной информации в декларации или непредставление декларации может повлечь за собой уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. Представление декларации по истечении установленного срока, непредставление декларации после уведомления CAC, представление неполной декларации влечет за собой наложение штрафа.

Каждые два года CAC готовит отчет, содержащий информацию о:

  • количестве лиц, обязанных подавать декларации;
  • количестве лиц, не представивших декларации в установленный срок;
  • количестве лиц, к которым были применены меры уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, с указанием совершенных нарушений и соответствующих мер наказания;
  • количестве лиц, в результате проверки деклараций которых были выявлены ситуации, требующие принятия мер по предотвращению/урегулированию конфликта интересов.

Должностное лицо Антикоррупционной комиссии, не выполняющее свои обязанности, затягивающее или затрудняющее процедуру проверки или неправомерно раскрывающее информацию, содержащуюся в декларациях, подлежит привлечению к ответственности в виде лишения свободы или штрафа.

3. Предупреждение коррупции

Закон также содержит ряд положений, направленных на предупреждение коррупции.

В частности, Закон обязывает государственные органы разработать и принять кодексы поведения должностных лиц, а организации частного сектора – кодексы поведения работников и кодексы корпоративного управления.

Кроме того, Закон вводит ограничения на последующее трудоустройство должностных лиц: так, в течение двух лет после увольнения бывшему должностному лицу запрещается заниматься любой деятельностью в частном секторе, если она связана с функциями, которые ранее выполняло бывшее должностное лицо, или функциями, которые выполнялись под его руководством.

Деятельность по предупреждению коррупции в стране, в частности, по разработке и принятию Национальной стратегии по предупреждению и противодействию коррупции, повышению осведомленности государственных органов и организаций, неправительственных организаций, учебных заведений, гражданского общества о принципах и инструментах противодействия коррупции, подготовке журналистов-расследователей, согласно Закону, осуществляется Антикоррупционной комиссией.

Темы
Конфликт интересов
Декларирование
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.