Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Великобритании приняты правила применения санкций для борьбы с серьезными коррупционными преступлениями

В Великобритании утвержден порядок применения санкций к лицам, вовлеченным в серьезные коррупционные преступления за рубежом.

Соответствующие Правила применения санкций для борьбы с международной коррупцией (The Global Anti-Corruption Sanctions Regulations 2021), вступившие в силу 26 апреля 2021 года, приняты в развитие Закона о санкциях и борьбе с отмыванием доходов (Sanctions and Anti-Money Laundering Act 2018).

1. Серьезные коррупционные преступления и санкционный список

Согласно Правилам, Министр иностранных дел Великобритании наделяется полномочиями по утверждению перечня лиц, вовлеченных в серьезные коррупционные преступления, – подкуп иностранных должностных лиц (ИДЛ) и незаконное присвоение ИДЛ имущества.

При этом, в соответствии с Правилами, под подкупом ИДЛ понимается:

  • прямое или косвенное предложение, обещание или предоставление финансового или иного преимущества ИДЛ:
  1. с целью склонения данного ИДЛ к ненадлежащему исполнению должностных обязанностей или оказания им влияния на иное ИДЛ с целью склонения последнего к ненадлежащему исполнению должностных обязанностей;
  2. с целью вознаграждения за имевшее место ранее ненадлежащее исполнение должностных обязанностей данным ИДЛ или иным ИДЛ;
  3. в случае, если соответствующее лицо, предлагающее, обещающее или предоставляющее такое преимущество, знает или предполагает, что принятие преимущества ИДЛ будет означать ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей;
  • прямое или косвенное истребование, согласие принять или получение ИДЛ финансового или иного преимущества:
  1. в обмен на ненадлежащее исполнение таким ИДЛ своих должностных обязанностей или оказания им влияния на иное ИДЛ с целью склонения последнего к ненадлежащему исполнению должностных обязанностей;
  2. являющегося вознаграждением за имевшее место ранее ненадлежащее исполнение должностных обязанностей данным ИДЛ или иным ИДЛ;
  3. в случае, если ИДЛ осведомлено, что истребование, согласие принять или получение преимущества будет расцениваться как ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей;
  • ненадлежащее исполнение ИДЛ должностных обязанностей или ненадлежащее исполнение обязанностей иным ИДЛ по его просьбе, с его согласия или в результате попустительства в ожидании финансового или иного преимущества или вследствие поступившего со стороны ИДЛ требования, согласия получить или принять финансовое или иное преимущество.

Незаконное присвоение имущества, согласно Правилам, имеет место, когда ИДЛ, которое в силу замещаемой должности распоряжается определенным имуществом или участвует в предоставлении или распределении имущества, неправомерно передает, предоставляет или распределяет такое имущество в свою пользу или в пользу иного лица.

К лицам, вовлеченным в серьезные коррупционные преступления, в соответствии с Правилами, могут относиться лица:

  • несущие ответственность за совершение или участвующие в совершении серьезных коррупционных преступлений;
  • способствующие совершению серьезных коррупционных преступлений или оказывающие иную помощь в их совершении;
  • получающие финансовую или иную выгоду в результате совершения серьезных коррупционных преступлений;
  • скрывающие или маскирующие факт совершения серьезного коррупционного преступления или любую финансовую или иную выгоду, полученную в результате его совершения, или способствующие такому сокрытию (маскировке);
  • осуществляющие перевод или конвертацию финансовой или иной выгоды, полученной в результате совершения серьезного коррупционного преступления, или способствующие переводу (конвертации);
  • не выполняющие надлежащим образом, намеренно или по неосторожности, свои обязанности по расследованию серьезных коррупционных преступлений или привлечению к ответственности за их совершение;
  • вмешивающиеся в расследование или судебное разбирательство по делам о серьезных коррупционных преступлениях с применением угроз, запугивания, физического воздействия;
  • нарушающие или содействующие нарушению запретов, наложенных в соответствии с Правилами;

а также

  • лица, которые, прямо или косвенно, находятся во владении или под контролем перечисленных категорий лиц;
  • лица, которые действуют от имени или по указанию перечисленных категорий лиц;
  • лица, которые являются членами перечисленных категорий лиц или связанными с ними лицами.

На данный момент в соответствующий санкционный список включены 22 человека, вовлеченные в совершение серьезных коррупционных преступлений в России, ЮАР, Южном Судане и Латинской Америке.

2. Санкции, применяемые в случае совершения серьезных коррупционных преступлений

В соответствии с утвержденными Правилами, к лицам, включенным в санкционный список, могут быть применены следующие санкции:

Финансовые санкции

Финансовые меры воздействия предполагают замораживание активов внесенных в санкционный список лиц и запрет третьим лицам иметь дело, прямо или косвенно, с денежными средствами или экономическими ресурсами (например, недвижимым имуществом или транспортными средствами), принадлежащими, находящимися в ведении или контролируемыми лицами, внесенными в список.

При этом лицо «имеет дело» с такими средствами и ресурсами в случае:

  • использования, изменения, перемещения, передачи или предоставления доступа к таким средствам;
  • распоряжения средствами иным способом, который приведет к изменению их объема, суммы, местонахождения, владения, права собственности, характера или назначения;
  • совершения любых других действий, например, по управлению портфелем, позволяющих использовать средства;
  • обмена экономических ресурсов на денежные средства, товары или услуги;
  • использования экономических ресурсов для получения денежных средств, товаров или услуг (в качестве обеспечения (залога) или иным подобным образом).

Вместе с тем ряд операций с денежными средствами / экономическими ресурсами не подпадает под установленные Правилами ограничения. В частности, запрет не распространяется на начисление средств на замороженный счет в рамках выполнении финансовой организацией своих обязательств (проценты или иные полученные по счету доходы в данном случае будут заморожены в соответствии с законодательством), а также перевод средств на замороженный счет при исполнении (или частичном погашении) обязательств, возникших до того, как получатель был включен в санкционный список.

Запрет также не нарушается, если третье лицо, которое не было включено в санкционный список и не находилось под прямым или косвенным контролем лица, включенного в такой список, передает ему на законных основаниях долю средств или экономических ресурсов, если непосредственно перед передачей указанная доля принадлежала третьему лицу и не находилась в совместном владении с лицом, включенным в санкционный список.

Органом, ответственным за применение финансовых санкций, определено Управление по применению финансовых санкций Казначейства Великобритании (Office of Financial Sanctions Implementation HM Treasury -OFSI).

Ограничения на въезд

В соответствии с утвержденными Правилами, лицам, включенным в санкционный список, будет отказано в разрешении на въезд или пребывание на территории Великобритании, а любые поданные ими заявки на получение британской визы, в том числе транзитной, будут отклонены. Попавший под санкции иностранный гражданин, который на момент принятия Правил находится на территории Великобритании, лишается разрешения на пребывание в стране и подлежит незамедлительной высылке.

В исключительных случаях ограничения на въезд и/или пребывание в Великобритании могут быть отменены по решению Министерства внутренних дел, например, если запланирована поездка в/через Великобританию для участия во встрече, организуемой ООН.

3. Санкции, применяемые в случае нарушения Правил

Принятые Правила устанавливают ответственность не только для лиц, совершивших серьезное коррупционное преступление или получивших неправомерную выгоду от его совершения, но и для лиц, которые не соблюдают установленные для таких нарушителей санкции, в том числе создают условия для нарушения или содействуют нарушению или обходу наложенных санкций.

В частности, граждане Великобритании и организации, зарегистрированные или учрежденные в соответствии с законодательством Великобритании, в том числе дочерние предприятия британских компаний, ведущие деятельность за рубежом, которые нарушают санкционные ограничения, могут быть привлечены к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком до 7 лет и/или штрафа.

Производство по делу о соответствующем преступлении может быть возбуждено в течение 12 месяцев, начиная с даты, когда прокурору стало известно о наличии достаточных для начала производства доказательств, но не позднее, чем через 3 года после совершения преступления.

4. Исключения из Правил и обязанность раскрывать информацию о нарушениях

Вместе с тем Правила предусматривают возможность получения разрешения на «легитимное» нарушение санкционного режима. Для этого соответствующее лицо или его представитель может подать заявление на получение разрешения на использование средств/ресурсов лица, включенного в санкционный список, если это необходимо для:

  • покрытия базовых потребностей (в том числе потребностей зависимых лиц, если речь идет о получении разрешения физическим лицом), например, оплату питания, страховых расходов, налогов, ипотеки и т.п.;
  • оплаты юридических услуг;
  • оплаты хранения или обслуживания замороженных денежных средств или экономических ресурсов;
  • покрытия чрезвычайных расходов;
  • разрешения чрезвычайных ситуаций;
  • выполнения условий ранее вынесенного судебного, административного или арбитражного решения;
  • исполнения ранее возникших (по контракту, соглашению или иным образом) обязательств;
  • выполнения функций дипломатического представительства или консульского учреждения, или международной организации, пользующейся иммунитетами в соответствии с международным правом;
  •  выполнения деятельности по оказанию гуманитарной помощи.

Дополнительно принятые Правила вводят для ряда организаций –финансовых, аудиторских, предоставляющих бухгалтерские и юридические услуги, занимающихся недвижимостью, казино и компаний, реализующих изделия из драгоценных металлов и камней – обязанность в случае, если им стало известно о причастности лица к совершению серьезного коррупционного преступления или о нарушении лицом Правил, сообщать об этом в Казначейство.

Темы
Подкуп ИДЛ
Меры ответственности
Уголовное преследование
Комментарии 0
Спасибо, Ваш комментарий отправлен на обработку

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.