Цель внедрения ProACT – идентификация коррупционных рисков, связанных с заключением государственных контрактов, деятельностью подрядчиков и поставщиков, а также с функционированием конкурентного рынка. Для оценки рисков разработчики предлагают использовать 19 показателей: 9 индикаторов прозрачности, измеряющих доступность основных видов информации, представляемой в форме открытых данных в системах государственных закупок, и 10 индикаторов добросовестности, являющихся косвенными показателями потенциальных проблем, возникающих в результате неэффективности управления, фаворитизма или коррупции в сфере государственных закупок.
Среди индикаторов прозрачности выделяется доступность следующих сведений:
- форма проведения государственной закупки;
- наименование закупаемых товаров, работ, услуг (ТРУ);
- сроки оплаты ТРУ;
- количество предложений цены на аукционе;
- наименование организации-победителя;
- наименование подрядной организации;
- стоимость государственного контракта;
- способ поставки ТРУ;
- место поставки ТРУ.
К индикаторам добросовестности, в свою очередь, относится информация о:
- публикации объявления о проведении аукциона;
- использовании закрытых типов закупочных процедур;
- продолжительности времени между объявлением о проведении закупки и окончательным сроком подачи заявок;
- продолжительности времени между окончанием срока подачи заявок и датой принятия решения о заключении контракта;
- манипулировании цен с использованием закона Бенфорда**;
- контрактах, заключенных с единственным участником аукциона;
- регистрации поставщика в офшорных зонах;
- доле договоров, заключенных с определенной организацией, в общем объеме закупок государственного органа (организации);
- задержках поставок;
- перерасходе средств.
Кроме того, ProACT может использоваться для анализа информации о конкретных закупках как на национальном уровне, так и на уровне специальных органов, ответственных за проведение закупок (Procuring Agencies). С этой целью на платформе представлены данные из национальных электронных систем государственных закупок 46 стран, а также о заключении контрактов, финансируемых Всемирным банком и Межамериканским банком развития (Inter-American Development Bank), для более чем 100 стран за период с 2006 г. по 2020 г. (в отдельных случаях представлены сведения о более ранних (вплоть до 1961 г.) и более поздник (начало 2021 г.) контрактах). Соответствующие консолидированные сведения содержат информацию об этапах и содержании закупочного процесса (такие, как форма закупочных процедур, сроки проведения торгов и дата принятия решения), различных характеристиках организаций-участниц (например, название, адрес и основной вид деятельности), победителях закупок, приобретенных ТРУ (стоимость, описание).
Одновременно – пока в качестве эксперимента – на платформе представлены отдельные сведения о привлечении организаций к ответственности за нарушения в сфере государственных закупок: на данный момент в ProACT опубликованы решения о применении санкций, принятые 10 регулирующими органами, в том числе Европейской комиссией, Всемирным банком, национальными контролерами Бангладеш, Индонезии, Мексики в 2017 г.
В дальнейшем разработчики ProACT надеются сделать из платформы регулярно актуализируемую базу, которая может использоваться как инструмент для постоянного мониторинга данных о государственных закупках. Планируется, что с внедрением в них электронных систем отслеживания государственных закупок с достаточно подробными открытыми данными на портал будет добавляться информация о закупках, проводимых другими странами, а также будет расширяться сам набор публикуемых данных.
Предполагается, что инструмент окажется полезным для широкого круга лиц, в том числе должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственные закупки, представителей гражданского общества, исследователей в области борьбы с коррупцией и международных организаций.
Практический пример по использованию возможностей ProACT можно посмотреть здесь.
*ProACT разработана Всемирным банком в сотрудничестве с Институтом обеспечения прозрачности правительства (Government Transparency Institute) и Центром по изучению коррупции при Сассекском университете (Centre for the Study of Corruption at the University of Sussex) с применением методологий, используемых в рамках проекта Opentender и проектов исследовательской программы «Антикоррупционные доказательства» некоммерческой организации Global Integrity (Global Integrity Anticorruption Evidence), а также данных, полученных в результате их реализации.
**Закон Бенфорда (закон первой цифры) описывает статистическую закономерность, при которой первая цифра в любом естественном наборе числовых данных с большей долей вероятности будет «наименьшей» (то есть чисел, начинающихся с цифры 1, будет больше, чем начинающихся с цифры 2, начинающихся с цифры 2 – больше, чем начинающихся с цифры 3, и т.д). Несоблюдение этого закона при проведении государственных закупок, скорее всего, будет свидетельствовать о наличии нарушений.