Указанный документ был разработан членом Национального парламента Франции Рафаэлем Говен в развитие опубликованных в июле рекомендаций Комитета по конституции, законодательству и управлению и предусматривает внесение изменений в Закон от 9 декабря 2016 г. № 2016-1691 «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» (далее – Sapin II), Закон от 11 октября 2013 г. № 2013-907 «О прозрачности публичной жизни» (далее – Закон о прозрачности публичной жизни), Кодекс местных органов власти, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Предлагаемые поправки охватывают следующие сферы:
1. Функционирование антикоррупционных органов
В законопроекте конкретизируются полномочия Антикоррупционного агентства Франции (Agence Française Anticorruption – AFA) и Высшего органа по обеспечению прозрачности общественной жизни (Haute Autorité pour la Transparence de la Vie Publique – HATVP).
Так, за AFA предлагается закрепить функции по координации антикоррупционной политики государства и стратегическому планированию, включая:
- оказание помощи правительству в разработке и реализации комплекса мер, направленных на предотвращение и выявление коррупции, в частности, при разработке многолетнего национального плана по борьбе с коррупцией, торговлей влиянием, незаконным присвоением государственных ресурсов и фаворитизмом, а также в рамках содействия компетентным национальным органам власти, участвующим в деятельности международных организаций, касающейся противодействия коррупции;
- издание и распространение информационных и методических материалов по вопросам борьбы с коррупцией;
- контроль за соблюдением ограничений, запретов и обязанностей, связанных с лоббистской деятельностью;
- контроль за правоприменением Закона от 26 июля 1968 года № 68-678 «О передаче экономических, коммерческих, промышленных, финансовых или технических документов и сведений иностранным физическим или юридическим лицам» (Loi № 68-678 du 26 juillet 1968 relative à la communication de documents et renseignements d'ordre économique, commercial, industriel, financier ou technique à des personnes physiques ou morales étrangères), в частности, при расследовании транснациональных коррупционных преступлений.
Кроме того, в Законопроекте предлагается сократить срок полномочий директора AFA с 6 до 4 лет.
В свою очередь, за HATVP, согласно документу, будут закреплены следующие полномочия:
- проведение проверок соблюдения требований, установленных для хозяйствующих субъектов Sapin II;
- подготовка методических рекомендаций по вопросам, связанным с соблюдением требований Sapin II;
- направление в органы прокуратуры сведений о выявленных в ходе выполнения функций HATVP признаках преступлений или правонарушений;
- ежегодная публикация отчета, включающего общие сведения о поступивших в HATVP запросах, касающихся предоставления заключения 1) о совместимости создания или приобретения компании государственным служащим с исполнением им обязанностей по замещаемой должности; 2) о возможном временном или постоянном прекращении государственной службы лица, желающего заняться приносящей доход частной деятельностью; 3) о восстановлении лица на должности государственной службы или найме на условиях работы по контракту;
- применение санкций в случае, если нарушения требований Sapin II не были устранены в течение двух месяцев после получения официального уведомления (для реализации указанных полномочий при HATVP планируется создать Комиссию по санкциям (Commission des Sanctions), по аналогии с AFA).
2. Противодействие коррупции в государственном и частном секторах
В Законопроекте предлагается конкретизировать установленную Sapin II обязанность по принятию антикоррупционных мер государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и организациями, на которые возложены государственные функции.
В частности, документ закрепляет перечень лиц, ответственных за принятие и реализацию мер по предупреждению коррупции в таких органах (организациях): например, в государственных учреждениях соответствующие функции планируется возложить на председателей советов директоров или наблюдательных советов, топ-менеджеров или директоров.
Кроме того, законопроект предусматривает закрытый перечень соответствующих мер, к которым отнесены:
- публикация регулярно обновляемого кодекса поведения;
- создание внутренней системы информирования о фактах коррупционных и иных правонарушений, недобросовестном поведении и т.д.;
- разработка постоянно актуализируемой карты рисков, учитывающей особенности деятельности и иные характеристики органа (организации);
- проведение оценки добросовестности контрагентов, с которыми взаимодействует государственный субъект (поставщиков, подрядчиков и субподрядчиков и т.д.);
- внедрение механизмов выявления рисков коррупционных и иных правонарушений в систему бухгалтерского учета, внутреннего контроля и аудита;
- разработка плана повышения осведомленности должностных лиц органа (организации) в области предупреждения коррупции, а также проведение антикоррупционного обучения руководителей и сотрудников, подверженных повышенным коррупционным рискам;
- введение дисциплинарной ответственности за нарушение кодекса поведения или недобросовестное поведение;
- создание внутренней системы оценки и мониторинга реализации принятых мер противодействия коррупции.
Наконец, в Законопроекте предлагается установить обязанность глав регионов, департаментов (административная единица во Франции – прим. ред.) и муниципалитетов, а также руководителей учреждений межмуниципального сотрудничества ежегодно представлять совету соответствующей территориальной единицы или учреждения отчет о принятых мерах по борьбе с коррупцией.
Что касается противодействия коррупции в частном секторе, важной новеллой, предусмотренной Законопроектом, стало предложение о распространении требований Sapin II о принятии антикоррупционных мер на все дочерние организации зарубежных компаний, если сами такие компании соответствуют «пороговым значениям» (имеют штатную численность более 500 человек и годовой оборот свыше €100 млн).
Одновременно проектом предусмотрено введение нового состава уголовного преступления – непринятие юридическим лицом надлежащих мер контроля, которое привело к совершению одного или нескольких преступлений сотрудником организации*.
3. Досудебное урегулирование
Законопроект предусматривает ряд мер по совершенствованию механизма досудебных соглашений, в том числе:
- расширяет перечень преступлений, в случае совершения которых возможно заключение досудебного соглашения, включая в него фаворитизм;
- увеличивает сроки предусмотренного досудебным соглашением обязательства по внедрению комплаенс-программ до 5 лет;
- предоставляет прокурору возможность продления указанного срока внедрения комплаенс-программ и изменения соответствующих лимитов расходов хозяйствующего субъекта;
- закрепляет право организации на доступ к материалам дела на стадии предварительного расследования;
- изменяет порядок проведения внутренних расследований, в частности, предоставляет подозреваемым в нарушениях лицам право знакомиться с материалами дела и получать информацию о завершении расследования;
- дает прокурору право с согласия хозяйствующего субъекта назначать специального агента или специальный комитет, в зависимости от размера организации, для представления субъекта на переговорах по заключению досудебного соглашения;
- устанавливает запрет на использование в суде доказательств, представляемых в ходе переговоров о заключении досудебного соглашения, в случае если соглашение так и не будет заключено.
4. Реестр лоббистов
Законопроект расширяет список обязательств представителей интересов (лоббистов) и предлагает меры по повышению прозрачности деятельности высших должностных лиц (членов правительства/кабинета министров, советника президента и т.д. – полный перечень соответствующих лиц установлен в пунктах 1-7 статьи 18-2 Закона о прозрачности публичной жизни), в частности:
- изменяет определение понятия «представитель интересов»: ранее представителем интереса признавалось юридическое лицо, руководящее должностное лицо, сотрудник или служащий которого оказывает влияние на общественные решения в ходе своей основной или регулярной деятельности; в соответствии с разработанным проектом закона, к категории представителей интересов предлагается относить юридическое лицо, чья основная, регулярная или вспомогательная деятельность связана с оказанием влияния на общественные решения;
- изменяет периодичность подачи деклараций лоббистов, которые необходимо будет представлять не реже двух раз в год;
- предусматривает включение в декларации лоббистов сведений о взаимодействии с высшими должностными лицами с указанием функций таких лиц, содержания решений, сведений о последующих действиях, в том числе совершенных по инициативе указанных лиц;
- устанавливает обязанность высших должностных лиц, за исключением депутатов, сенаторов и советников председателей Национального парламента или Сената, депутатов, сенаторов и участников парламентской фракции, а также должностных лиц парламентских ассамблей, по запросу HATVP представлять сведения о лоббистах, с которыми они взаимодействовали.
*Следует отметить, что установление ответственности за непринятие организацией мер по предупреждению коррупции со стороны своих сотрудников (иных связанных лиц) все более активно используется зарубежными странами: такого рода нормы действуют, например, в Великобритании, Южной Корее, Кении, возможность введения соответствующего состава преступления обсуждается в Австралии. Использование такого подхода предоставляет правоприменителям ряд преимуществ, в частности, позволяет привлекать организации к ответственности за взяточничество, в том числе подкуп иностранных должностных лиц, без необходимости длительного и далеко не всегда успешного сбора доказательств участия определенных физических лиц (т.н. «руководящего разума») в совершении соответствующего преступления.