Соответствующий Закон о надзорных органах (中华人民共和国监察官法, в англоязычных источниках названный “Закон о борцах с коррупцией” – “Law on Graft Busters”) был одобрен в конце августа 2021 года на 30-ой сессии Постоянного комитета 13-го Всекитайского собрания народных представителей и вступит в силу 1 января 2022 года.
Его принятие стало очередным шагом страны к формированию единой системы антикоррупционных органов: ранее в Китае были созданы Национальная надзорная комиссия (National Supervisory Commission – NSC, далее – Комиссия) и надзорные комиссии во всех провинциях, префектурах и округах.
Принятый Закон, во-первых, уточняет категории лиц, входящих в систему антикоррупционных органов, относя к ним, помимо руководства и служащих надзорных комиссий всех уровней, сотрудников, направляемых комиссиями в качестве инспекторов в государственные органы, организации и учреждения, выполняющие государственные функции, а также персонал иных надзорных органов.
Во-вторых, Закон определяет порядок назначения и увольнения должностных лиц соответствующих антикоррупционных органов: кандидат на замещение должности в антикоррупционном органе обязан пройти экзамен, а также соответствовать ряду общих требований, например, иметь законченное высшее образование со степенью бакалавра или выше. Одновременно в Законе содержатся ограничения, препятствующие трудоустройству в антикоррупционные органы, в том числе:
- привлечение к уголовной ответственности, включая случаи отказа прокуратуры от возбуждения дела и освобождения от уголовной ответственности в связи с незначительностью преступления;
- исключение из Коммунистической партии;
- увольнение или отстранение от должности;
- привлечение к дисциплинарной ответственности за недобросовестность;
- эмиграция супруги (супруга) или детей.
В-третьих, Закон распространяет на сотрудников соответствующих органов и их родственников ряд антикоррупционных стандартов, а именно:
- запрет на прохождение службы в случае родства: должностные лица, являющиеся супругами или состоящие в прямом родстве, в родстве до третьего колена либо считающиеся близкими родственниками по браку, не могут одновременно занимать руководящие должности в одной комиссии, любые должности в одном подразделении комиссии, являться инспекторами одних и тех же органов (организаций), а также замещать должности директора, заместители директора и членов комиссий на два уровнях выше и ниже друг друга;
- запрет на одновременное участие служащего комиссии в качестве члена Постоянного комитета Народного Конгресса, замещение должностей в органах исполнительной или судебной ветви власти, органах прокуратуры;
- запрет на одновременное выполнение функции народных заседателей, народных контролеров, практикующих юристов, арбитров и нотариусов;
- запрет на работу в коммерческих организациях;
- запрет для супругов, родителей, детей и супругов детей служащего комиссии выступать в качестве представителя или защитника по делам, рассматриваемым комиссией, в котором работает указанный служащий, или оказывать другие платные юридические услуги;
- ограничения на трудоустройство после увольнения: в течение трех лет после ухода с руководящей должности бывший сотрудник не может заниматься деятельностью, которая связана с надзорной и судебной работой и может привести к конфликту интересов, а также выступать в качестве представителя или защитника по делам, рассматриваемым комиссией, в которой он ранее замещал должность, за исключением случаев, когда он действует как опекун или близкий родственник заинтересованной стороны.
Наконец, Закон вводит положения, касающиеся служебных разоблачений, в частности, обязывая комиссии стандартизировать свои рабочие процессы, создать или усовершенствовать механизмы внутреннего надзора и контроля. Как сказано в документе, любая организация или физическое лицо может сообщить о любом нарушении дисциплины или закона сотрудником антикоррупционного органа. По факту соответствующего обращения получивший его орган должен незамедлительно провести расследование, а также проинформировать лицо, подавшее сообщение, о результатах его рассмотрения. При этом Закон запрещает принятие репрессивных действий по отношению к заявителям. Кроме того, Закон обязывает сотрудника, проводящего надзорные мероприятия на основании поступившей информации о нарушениях, заявить самоотвод, если возникает одно из следующих обстоятельств:
- он является близким родственником лица, от которого поступила информация о нарушении, либо лица, в отношении которого проводятся надзорные мероприятия;
- он выступал в качестве свидетеля по делу;
- он или его близкие родственники имеют интерес в рассматриваемом в ходе надзора вопросе;
- иные обстоятельства, которые могут повлиять на беспристрастное рассмотрение вопроса о надзоре.