В соответствии с законопроектом №3450 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части упорядочивания отдельных вопросов защиты обличителей», в стране планируется создать Единый портал сообщений обличителей коррупции.
Ответственным за администрирование Портала и определение порядка его функционирования станет Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (Національне агентство з питань запобігання корупції).
Портал будет использоваться для систематизации информации о фактах коррупционных преступлений или связанных с коррупцией правонарушений, поступающей через внутренние, внешние и регулярные каналы, в том числе посредством направления заявителями уведомлений в бумажной или электронной форме и раскрытия информации о нарушениях в ходе личного приема. Помимо непосредственно обращений о фактах коррупции, на Портале будет содержаться информация о заявителях, подавших такое обращение, а также о ходе его рассмотрения и принятии мер реагирования. Планируется, что после принятия законопроекта заявители смогут подавать сообщения о коррупции, в том числе анонимные, через открытый для круглосуточного доступа Портал или с использованием специальных телефонных линий, информация от которых будет агрегироваться на Портале.
Вместе с тем, заявители по-прежнему смогут использовать:
- внутренние каналы сообщения, созданные в органе/организации, в которой заявитель замещает должность;
- внешние каналы сообщения – через СМИ, журналистов, общественные объединения, профессиональные союзы;
- регулярные каналы сообщения – обращение в Национальное антикоррупционное бюро Украины (Національне антикорупційне бюро України), правоохранительные органы или иные государственные структуры, к компетенции которых относится рассмотрение и принятие решений по вопросам, которых касается раскрываемая информация.
Такие сведения будут вноситься на Портал уполномоченными на это лицами не позднее следующего рабочего дня с момента их получения.
Перед подачей обращения заявитель должен удостовериться, что оно содержит фактические данные, которые подтверждают совершение коррупционного преступления или связанного с коррупцией правонарушения и могут быть проверены уполномоченными лицами, и объяснения того, откуда ему стало известно о нарушении.
Законопроект также уточняет порядок работы с обращениями, поступившими по внутренним и внешним каналам: в частности, такое сообщение подлежит предварительному рассмотрению уполномоченным лицом в срок не более десяти рабочих дней.
По результатам предварительного рассмотрения сообщения может быть принято одно из следующих решений:
- сообщение не соответствует установленным требованиям – в этом случае оно подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан;
- сообщение не относится к компетенции органа или организации, в который оно поступило – в таком случае рассмотрение обращения указанным органом/организацией прекращается с одновременным уведомлением органа или организации, к компетенции которых относится рассмотрение и расследование фактов, изложенных в сообщении;
- приведенная в сообщении информация касается уполномоченного лица органа или организации, к которому поступило сообщение - в этом случае сообщение рассматривается в порядке, определенном руководителем соответствующего органа или организации;
- приведенная в сообщении информация касается руководителя органа или организации, к которому оно поступило – такое сообщение в трехдневный срок направляется субъекту, уполномоченному осуществлять рассмотрение или расследование фактов, изложенных в сообщении;
- изложенная в сообщении информация подтверждается – в этом случае лица, виновные в совершении соответствующего правонарушения, подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности;
- присутствуют признаки коррупционного или связанного с коррупцией преступления – в таком случае материалы передаются в антикоррупционный орган или Государственное бюро расследований.
Информация о результатах предварительного рассмотрения, а также дисциплинарного производства (при принятии соответствующего решения) в трехдневный срок с момента их завершения направляется заявителю.
Помимо уточнения порядка подачи и рассмотрения сообщений о коррупционных нарушениях, законопроект изменяет положения, касающиеся вознаграждения заявителей. Напомним, что в соответствии с законодательством Украины лицо, сообщившее о коррупционном преступлении, в случае если денежное выражение предмета преступления или нанесенного государству ущерба в 5000 и более раз превышает прожиточный минимум, может рассчитывать на вознаграждение в размере до 10% соответствующей суммы. Законопроект уточняет, что право на получение вознаграждения возникает у заявителя не только после вынесения обвинительного приговора суда, но и после взыскания в доход государства денег, ценностей и иного имущества или денежной суммы, соответствующей стоимости такого имущества.
4 февраля 2021 года законопроект был одобрен Верховной Радой во втором чтении и направлен на подпись президенту, однако 3 марта был возвращен им на доработку. Как указал глава государства, в тексте законопроекта не определены цели сбора и обработки персональных данных заявителей, а также объемы сведений о них, которые будут храниться на Портале. Кроме того, хотя в законопроекте закреплена гарантия соблюдения конфиденциальности данных заявителей, в нем не определяется порядок защиты конфиденциальности вносимых данных, в том числе не установлены ситуации, основания и круг лиц, которым может быть представлен доступ к соответствующим данным.