Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Бразилии модифицирован порядок привлечения к ответственности за коррупцию

В Бразилии внесены изменения в законодательство, устанавливающее административную ответственность за коррупционные правонарушения.

Основные новеллы соответствующего Закона от 25 октября 2021 года № 14.230 «О внесении изменений в Закон от 2 июня 1992 г. №8.429 «Об ответственности государственных служащих за незаконное обогащение»» (Lie № 14.230, de 25 de outubro de 2021 «Altera a Lei nº 8.429, de 2 de junho de 1992, que dispõe sobre improbidade administrativa») касаются следующих областей:

1. Составы правонарушений

Закон устанавливает административную ответственность за:

1) правонарушения, приводящие к незаконному обогащению – получение любого рода неправомерного преимущества в связи с исполнением служебных обязанностей, мандата, функций, работы или деятельности в органе (организации);

2) правонарушения, наносящие ущерб государственному бюджету – действия или бездействие, которые в действительности или по разумному предположению приводят к потере активов, растрате, хищению, незаконному присвоению или порче активов или имущества органов (организаций);

3) правонарушения против принципов государственного управления – преднамеренные действия или бездействие, идущие вразрез с принципами честности, беспристрастности и законности;

4) пособничество и подстрекательство к совершению указанных правонарушений.

При этом если ранее в Законе перечень проступков, относящихся к указанным категориям, приводился только в качестве примеров, то в обновленной редакции для каждой категории установлен закрытый перечень признаваемых нарушениями действий.

Так, незаконным обогащением будет считаться:

  • получение для себя или третьих лиц денег, движимого или недвижимого имущества, любого иного прямого или косвенного экономического преимущества в виде комиссионных, процентов, бонуса или подарка от любого лица, имеющего прямой или косвенный интерес, который может быть затронут или поддержан действием или бездействием должностного лица в рамках выполнения им своих обязанностей;
  • получение экономической выгоды любого характера, прямо или косвенно, с тем чтобы указать ложные сведения о проведенных работах, оказанных услугах, количестве, весе, измерении, качестве или иных характеристиках товаров, поставляемых органу (организации) и т.д.

К правонарушениям, наносящим ущерб государственному бюджету, отнесены, среди прочего:

  • разрешение или оказание содействия физическому или юридическому лицу в использовании имущества, доходов, средств или ценностей, принадлежащих к активам органа (организации), без соблюдения юридических или нормативных формальностей;
  • разрешение или содействие приобретению, обмену или аренде актива или услуги по цене выше рыночной;
  • необоснованное предоставление административных или налоговых льгот и т.д.

Правонарушениями против принципов государственного управления будут считаться, например:

  • раскрытие конфиденциальной информации, если оно создает привилегии для лица, которому такая информация была предоставлена, или ставит под угрозу безопасность общества и государства;
  • нарушение конкурентного характера публичных торгов с целью получения прямой или косвенной выгоды для себя или для третьих лиц;
  • непотизм – назначение супруги (супруга), партнера или родственника по прямой, боковой или кровной линии до третьей степени родства включительно на должность в том же органе (организации), а также на должность или для выполнения оплачиваемых функций в органах (организациях), находящихся в прямом или косвенном государственном управлении федеральных, региональных или муниципальных органов власти, если назначивший орган или должностное лицо осуществляет функции управления, руководства или консультирования в отношении такого органа (организации). Следует отметь, что такой состав правонарушения появился в соответствующем законодательстве впервые.

При этом важной новеллой обновленного Закона стало изменение признаков состава всех перечисленных преступлений: если раньше лицо могло быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения вследствие небрежности или халатности, то теперь для вынесения обвинений потребуется доказать наличие в его действиях прямого умысла.

Кроме того, Закон предоставил органам прокуратуры исключительное право на подачу исков об административных правонарушениях, в то время как до внесения соответствующих изменений такие полномочия имелись у любых государственных (муниципальных) органов и организаций.

2. Перечень субъектов правоприменения

Закон уточняет перечень лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за обозначенные правонарушения, включая в него:

  • лиц, замещающих политические должности;
  • государственных служащих;
  • иных лиц, имеющих мандат, замещающих должность, выполняющих работу или функцию, в том числе временно или на безвозмездной основе, на которые они были выбраны, назначены, которые получили в результате заключения контрактов или любой иной формы получения государственных средств, в государственных органах исполнительной, законодательной и судебной ветвей властей, а также иных органах (организациях), находящихся в прямом или косвенном управлении государства, штатов, муниципалитетов;
  • физических и юридических лиц, заключающих контракт, договор передачи, договор управления, соглашение о партнерстве, соглашение о сотрудничестве или эквивалентное административное соглашение с государственной администрацией.

3. Срок исковой давности и срок расследования

Принятый нормативный правовой акт изменяет сроки возможного привлечения к ответственности: если ранее срок исковой давности исчислялся со дня окончания полномочий подозреваемого в совершении правонарушения лица и составлял 5 лет, то теперь вынесение обвинений будет возможным в течение 8 лет с момента совершения неправомерного деяния или со дня прекращения его совершения, если правонарушение имело длящийся характер.

Срок проведения расследований, согласно Закону, увеличивается до 1 года с возможностью единичного продления. При этом нормативный акт устанавливает для органов прокуратуры необходимость в течение года с момента принятия Закона заявить о своей заинтересованности в продолжении расследования текущих дел; в противном случае соответствующие дела будут закрыты.

4. Соглашение об отказе от судебного преследования

Закон предусматривает возможность заключения соглашения об отказе от судебного преследования в гражданском порядке между обвиняемым лицом и органами прокуратуры. Такое соглашение может быть заключено в случае, если обвиняемое лицо полностью возместило ущерб и отказалось от неправомерно полученного преимущества.

Если обвиняемое лицо не выполняет условия соглашения, то в течение 5 последующих лет оно лишается права на заключение соглашения об отказе от судебного преследования.

5. Меры ответственности

Обновленный Закон ужесточает санкции за совершение административных правонарушений.

Так, согласно документу, увеличиваются сроки дисквалификации должностных лиц:

  • в случае осуждения за незаконное обогащение – с 10 до 14 лет;
  • в случае осуждения за правонарушения, наносящие ущерб государственному бюджету – с 8 до 12 лет.

В то же время указанные ограничения распространяются только на должности, идентичные по полномочиям и иным характеристикам той, которую обвиняемое лицо замещало на момент совершения преступления: например, если федеральный депутат будет осужден за неправомерные действия, связанные с занятием им должности депутата штата, он не будет лишен своего текущего мандата. Однако в исключительных случаях, если того требуют обстоятельства дела и тяжесть совершенного нарушения, суды могут не учитывать данное ограничение.

За совершение правонарушений против принципов государственного управления виновное лицо подлежит наказанию в виде штрафа вплоть до 24-кратного размера полученной неправомерной выгоды, а также запрета на заключение государственных контрактов сроком до 4 лет.

Темы
Незаконное обогащение
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.