Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликован международный обзор систем отстранения от государственных закупок

Всемирный банк опубликовал Глобальный справочник временного отстранения и запрета на участие в государственных закупках (Global Suspension & Debarment Directory).

Временное или постоянное отстранение от участия в государственных закупках (запрет на заключение государственных контрактов), наряду с иными санкциями, нередко используется при привлечении организаций к ответственности за коррупционные нарушения. Так, в Российской Федерации запрет на участие в государственных закупках установлен для организаций, которые в течение предшествующих двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке привлекались к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица по ст. 19.28 КоАП.

Документ Всемирного банка, подготовленный на основе результатов проводившегося в прошлом году исследования систем отстранения и запрета на участие в закупках (Global Suspension & Debarment Survey), содержит краткое описание таких систем в 23 юрисдикциях и учреждениях*, включая следующие сведения:

  1. Правовая и институциональная инфраструктура. В первую очередь авторы Справочника рассматривают для каждой страны (учреждения) нормативную правовую базу, регулирующую возможность отстранения от участия в закупках, а также систему органов (должностных лиц), уполномоченных принимать решения об отстранении, требования к их квалификации и степень автономности от вышестоящих органов (должностных лиц).
  2. Функционирование и правоприменение. После этого авторы анализируют общий порядок отстранения от закупок, включая вид процедуры (уголовная, административная, иная), порядок ее инициации, в том числе сведения о лицах, которые могут принять решение об отстранении, сроках принятия решения, наличии обязательства уведомлять организации о принятом решении, сроки непосредственного отстранения от закупок, а также существующие возможности для подачи апелляции по принятому решению.
  3. Основания отстранения. Следующим направлением исследования является анализ оснований, по которым может быть принято решение об отстранении организации от закупок; следует отметить, что почти для каждой рассмотренной страны (организации) привлечение организации к ответственности за коррупционные нарушения может стать основанием для запрета на участие в закупках.
  4. Масштабы и последствия отстранения. Далее авторами рассматриваются категории лиц, к которым могут быть применены соответствующие санкции (юридические и/или физические), степень распространения ограничений (действует ли запрет только применительно к определенным закупкам или в отношении любых закупок, проводимых в стране (организации); применяется ли к случаям заключения договоров подряда; действует ли в отношении иных аффилированных с организацией лиц), их влияние на действующие контракты организации, сроки действия запрета на участие в закупках, а также возможные исключения для допуска отстраненной организации к закупкам в чрезвычайных или иных ситуациях.
  5. Учет отстраненных организаций. В следующей части анализируется наличие перечней организаций, отстраненных от участия в закупках, и их доступность как для государственных органов (организаций), проводящих закупки, так и для широкой общественности, а также иные механизмы обеспечения прозрачности процесса отстранения, например, обязательство проверять наличие организации в соответствующем перечне до допуска к участию в закупках, требование о регулярном предоставлении информации о принятии решений об отстранении организаций от закупок и т.п.
  6. Системы отстранения ограниченной сферы действия. В последнем разделе содержится информация о наличии в исследуемых странах (организациях) специальных систем отстранения, например, предусматривающих возможность отстранения от участия в закупках не всей компании, а только конкретного подразделения, операционной единицы или направления деятельности, или действующих на уровне территориальных единиц страны систем отстранения.

В дополнение к Справочнику была запущена интерактивная база данных, в которой сведения для каждой страны (организации) представлены отдельным документом; с помощью указанной базы пользователи могут сравнить действующие системы отстранения от закупок разных юрисдикций.


В рамках исследования рассматривались следующие государства, организации и международные соглашения: Австралия, Бразилия, Гватемала, Германия, Гондурас, Канада, КНР, Коста-Рика, Нидерланды, Никарагуа, Польша, Раджастхан (Индия), Сальвадор, Сербия, США, Швеция, Эстония, Южная Корея, ЮАР, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Группа Всемирного банка по корпоративным закупкам, Группа Всемирного банка по системе санкций, Соглашение Всемирной торговой организации о государственных закупках.

Темы
Коррупция в сфере государственных закупок
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.