Главным нововведением, предусмотренным вступившим в силу с 1 января 2021 года Законом от 19 декабря 2020 года № 384-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции», стал запрет условно-досрочного освобождения (УДО) для лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления. Исключение установлено для беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, мужчин, в одиночку воспитывающих малолетних детей, женщин старше 58 лет и мужчин старше 63 лет, инвалидов I и II группы, а также осужденных лиц, которые выполнили все условия процессуального соглашения о сотрудничестве.
Введение указанных норм, однако, уже было названо некоторыми экспертами нелогичным: несмотря на запрет УДО, у коррупционера все еще остается возможность замены наказания в виде лишения свободы на штраф или наказание в виде ограничения свободы. Причем, как отмечается, в случае совершения тяжкого преступления лицо по общим правилам могло рассчитывать на УДО после отбытия половины срока, а подать заявление на замену наказания можно уже через треть срока.
Принятый Закон также предусматривает внесение изменений в некоторые составы преступлений коррупционной направленности, устанавливая особый порядок применения наказаний для сотрудников правоохранительных органов, лиц, занимающих ответственные государственные должности в правоохранительных органах, и судей. В частности, соответствующие изменения внесены в статьи:
- получение взятки: совершение указанного деяния сотрудником правоохранительного органа или лицом, занимающим ответственную государственную должность в правоохранительном органе, или судьей наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 6 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
- злоупотребление должностными полномочиями: в случае совершения указанного преступления сотрудником правоохранительных органов он подлежит наказанию в виде штрафа в размере до 4 тыс. месячных расчетных показателей (МРП) (около 2 млн рублей), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 1 000 часов, либо ограничением свободы на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность в правоохранительном органе, или судьей будет наказываться ограничением свободы на срок до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Кроме того, Закон ужесточает наказание за:
- дачу взятки: диапазон возможного штрафа теперь установлен в размере от двадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки (ранее – от десятикратной до двадцатикратной), возможный срок лишения свободы увеличен с 3 до 5 лет; пропорционально увеличено наказание в случае значительного размера взятки, крупного размера взятки, совершения преступления группой лиц и неоднократного совершения преступления,
- посредничество во взяточничестве: диапазон возможного штрафа теперь установлен в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки (ранее – от пятикратной до десятикратной), возможный срок лишением свободы увеличен с 2 до 3 лет; пропорционально увеличено наказание в случае совершения преступления неоднократно либо преступной группой или лицом с использованием своего служебного положения.
Наконец, принятый Закон вводит запрет на открытие и владение счетами (вкладами), а также на хранение наличных денег и ценностей в иностранных банках для лиц, занимающих ответственные государственные должности или уполномоченных выполнять государственные функции, а также для судей и депутатов (за исключением депутатов маслихатов – местных представительных органов).
В соответствии с Законом, должностные лица обязаны закрыть все имеющиеся у них счета в банках, расположенных за пределами Казахстана, до 1 июля 2021 года. Если должностное лицо получает наследство в виде счетов, наличных денег и ценностей в иностранных банках, оно обязано закрыть счета, прекратить хранение наличных денег и ценностей в банках, расположенных за пределами Казахстана, в течение шести месяцев со дня получения такого наследства.
В случае если должностное лицо по независящим от него обстоятельствам (например, в связи с арестом счета, по причине стихийных бедствий, военных действий, чрезвычайного положения) не может закрыть счет в установленный срок, допускается возможность закрытия счета после прекращения действия таких обстоятельств, но не позднее шести месяцев со дня их прекращения и с предоставлением подтверждающих документов.
Невыполнение должностным лицом обязанности по закрытию счетов в иностранных банках в установленный срок будет являться основанием для его увольнения, при этом у лица будет право подать заявление об увольнении по собственному желанию.
Вместе с тем, установленный Законом запрет не распространяется на супругов и детей должностных лиц, что фактически сводит на нет практическую пользу от введения такого запрета: должностные лица смогут просто переоформить свои счета (вклады) на супругу (супруга) или иных членов семьи.