Разразившаяся в этом году пандемия COVID-19 повлияла на многие сферы жизни, в том числе и на сферу противодействия коррупции: на фоне возросших специфических рисков коррупции международные организации (ГРЕКО, ООН, ОЭСР и иные) стремились сформировать рекомендации по их минимизации, а страны – принимали меры по борьбе с коррупционными проявлениями.
Международное сотрудничество
Отразилась пандемия и на международном сотрудничестве: хотя некоторые мероприятия, например, первая встреча Антикоррупционной рабочей группы G20, успели состояться до введения карантинных мер, многие заседания были отложены на неопределенный срок или перенесены в онлайн-формат.
Так, в октябре – впервые в истории G20 – состоялась встреча руководителей государственных органов, ответственных за координацию национальной антикоррупционной политики, в ходе которой, среди прочего, была поддержана инициатива Саудовской Аравии по созданию Глобальной оперативной сети правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
В декабре прошла 19-ая Международная антикоррупционная конференция, в которой приняло участие более 7 000 слушателей из 135 стран, а также – «круглый стол» стран БРИКС по вопросам антикоррупционного обучения и просвещения, проведенный на площадке НИУ ВШЭ.
Доклады, отчеты, рейтинги
Однако карантин не парализовал деятельность международных организаций: за год было подготовлено немало аналитических и иных материалов, касающихся вопросов противодействия коррупции.
Так, ОЭСР выпустила руководство по обеспечению добропорядочности в государственном секторе и отчет о ходе реализации антикоррупционных реформ в странах Восточной Европы и Центральной Азии, созданная в марте 2020 года Группа высокого уровня ООН по вопросам финансовой подотчетности, прозрачности и неподкупности – промежуточный отчет о своей деятельности и ряд справочных документов, Всемирный банк – доклад, посвященный использованию технологии блокчейн для борьбы с коррупцией в государственных закупках, TRACE International – глобальный отчет по правоприменительной практике в сфере транснационального подкупа и документ, посвященный традиционной китайской практике «гуанси»,.
Представили свои отчеты и государственные органы отдельных стран, например, Комитет по стандартам публичной сферы Великобритании и Антикоррупционное агентство Франции.
Был обновлен ряд антикоррупционный рейтингов, таких как Индекс восприятия коррупции, Индекс верховенства права, Рейтинг финансовой секретности.
Кроме того, Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал результаты своего расследования связей крупнейших финансовых институтов с отмыванием доходов, мошенничеством и иными финансовыми преступлениями, основанного на утечке данных FinCEN.
Зарубежные страны: государственный сектор
В зарубежных странах, несмотря на пандемию, за прошедший год был принят ряд важных шагов по предупреждению коррупции в государственном секторе.
Так, в начале года во Франции были обновлены правила работы по совместительству и порядок регулирования «вращающейся двери»; документы, уточняющие применение подобных ограничений, были приняты и в Таиланде.
В Абхазии введена обязанность декларирования доходов и активов, в Малайзии – необходимость публикации в открытом доступе деклараций членов Парламента.
В Казахстане установлен полный запрет на получение подарков государственными служащими, в законодательстве Украины и Бразилии появились положения, касающиеся защиты заявителей, а в Мексике и Армении введена возможность конфискации незаконно нажитого имущества.
Кроме того, в Ватикане был принят нормативный акт, устанавливающий меры по предупреждению коррупции в государственных закупках.
Заметно трансформировали свое антикоррупционное законодательство сразу несколько стран Балканского полуострова: в Сербии вступил в силу новый антикоррупционный закон, в Словении был уточнен порядок работы и полномочия Комиссии по предупреждению коррупции, особенности получения подарков и некоторые иные положения антикоррупционного законодательства, а в Хорватии – выпущено руководство по регулированию конфликта интересов.
В целом ряде стран были внесены изменения в порядок применения мер ответственности за коррупционные преступления: так, в Индонезии появился единый алгоритм определения надлежащего наказания в зависимости от объективных сторон преступления, в Колумбии осужденным к лишению свободы запретили отбывать половину срока наказания под домашним арестом, в Казахстане установили ответственность должностных лиц – вплоть до увольнения – за совершение коррупционных преступлений их подчиненными.
Настоящая драма развернулась в этом году в Украине вокруг действующих норм об уголовной ответственности за нарушения в декларациях: в октябре Конституционный суд признал указанные положений Уголовного кодекса, а также полномочия НАПК по проверке деклараций неконституционными, в результате была парализована работа ведомства по проведению расследований, в том числе против ряда высокопоставленных должностных лиц и судей Конституционного суда, а также временно закрыт. доступ к электронному реестру деклараций должностных лиц. В декабре уголовная ответственность и полномочия НАПК были восстановлены, однако антикоррупционный орган остался недоволен предлагаемой редакцией статьи Уголовного кодекса, полагая наказание в виде ограничения свободы слишком «мягким».
Отдельными странами также принимались меры, направленные на совершенствование проводимых расследований коррупционных преступлений: в Украине в тестовом режиме запущена электронная система, позволяющая следить за ходом расследований уголовных дел, в Южной Корее был создан специальный орган для расследования случаев коррупции среди высокопоставленных должностных лиц, в Узбекистане – Антикоррупционное агентство, наделенное, среди прочего, функциями проведения административных расследований по делам о коррупционных правонарушениях.
Кроме того, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством заявило о планах по созданию независимой международной прокуратуры Европейского Союза, которая будет заниматься расследованием, судебным преследованием и вынесением решений по делам об уголовных преступлениях, затрагивающих финансовые интересы ЕС.
Зарубежные страны: бизнес-сектор
В этом году на нашем портале произошли важные изменения: теперь тема противодействия коррупции будет рассматриваться нами не только с точки зрения принимаемых мер регулирования в государственном секторе, но и в контексте борьбе с коррупцией в бизнес-секторе. Это связано с тем, что все больше стран вводят ответственность организаций, в том числе уголовную, за подкуп иностранных должностных лиц (например, в этом году уголовная ответственность юридических лиц за коррупцию была введена в Малайзии), растет количество соответствующих дел, и, как следствие, увеличивается риск для компаний, в том числе российских, попасть под санкции зарубежных стран.
Особой активностью в части принятия мер, направленных на предупреждение коррупции в коммерческом секторе, за прошедший год отметилась Франция: в стране были выпущены рекомендации по проведению проверок компаний при слияниях и приобретениях, руководство в отношении подарков и знаков гостеприимства, а также руководство об особенностях разбирательств в делах о подкупе иностранных должностных лиц. Все это происходит на фоне того, что, начиная с резонансного разбирательства против Airbus (в начале 2020 года компания была привлечена к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц правоприменителями Великобритании, Франции и США; общая сумма санкций превысила $3,6 млрд, большая часть которых – $2 млрд – были выплачены Франции), страна претендует если не на ведущую, то как минимум на существенную роль в делах о транснациональном подкупе.
Говоря о новых игроках на сцене экстратерриториального правоприменения, нельзя не отметить первый случай привлечения зарубежной компании к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц Комиссией по торговле товарными фьючерсами США, ведь это неминуемо означает увеличение рисков для зарубежных, в том числе российских, компаний попасть под санкции США. В этой связи организациям следует уделить самое пристальное внимание выпущенным в этом году американскими правоприменителями документам, таким как обновленное Справочное руководство по Закону о коррупционных практиках за рубежом, Руководство Минюста США по оценке комплаенс-программ организаций, Правила Комиссии по ценным бумагам и биржам США по раскрытию информации о платежах иностранным правительствам компаниями-эмитентами США, работающих в сфере добычи природных ресурсов, а также отдельным разъяснениям Минюста США.
Не стоит забывать и про еще одну заметную фигуру в делах о зарубежной коррупции – Бюро по расследованию случаев серьезного мошенничества Великобритании. В этом году ведомство выпустило два значимых документа: руководство по оценке комплаенс-программ организаций и руководство по использованию DPA, которые могут использоваться организациями бизнес-сектора в качестве ориентира при разработке своих комплаенс программ. С той же целью организации могут ознакомиться с рекомендациями по разработке комплаенс-программ, принятыми в Коста-Рике, и Кодексом по предупреждению коррупции в бизнес-секторе, опубликованным Институтом противодействия коррупции Швеции.
Россия
Главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в прошедшем году стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту: так, с 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны будут подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 года такие сведения будут включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, 29 декабря Минтрудом России была опубликована обновленная редакция Методических рекомендаций по представлению сведений о доходах, расходах для использования в ходе декларационной кампании 2021 года.
Антикоррупционный портал
Помимо новостей, за прошедший год на нашем портале был опубликован ряд собственных аналитических материалов и заметок.
Так, экспертами Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ был подготовлен доклад, посвященный подходам к определению понятия «конфликт интересов», а также представлен анализ практики смягчения мер ответственности за коррупционные нарушения для организаций в контексте предлагаемой инициативы по включению соответствующих норм в КоАП.
Мы также рассказывали о противодействии коррупции в спорте, интересных подходах к антикоррупционному просвещению, исследованиях традиционных и неофициальных форм коррупции, рассматривали основные проблемы, связанные с осуществлением внешнего экспертного анализа судебных решений в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, за этот год мы значительно обновили раздел с литературой по антикоррупционной тематике и перечень полезных внешних ресурсов, добавили новые профили международных организаций и профили стран с информацией об основных нормативных правовых актах в сфере противодействия коррупции и органах, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции, и, наконец, представили базу данных о привлечении к ответственности за нарушение Закона о коррупционных практиках за рубежом (FCPA) в виде динамической инфографики.