Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Индонезии введены новые правила назначения наказаний в делах о коррупции

Верховный суд Индонезии принял Постановление №1 от 24 июля 2020 года “О руководящих принципах по криминализации статей 2 и 3 Закона «О борьбе с коррупционными преступлениями»”, которым вводятся правила вынесения приговоров по делам о незаконном обогащении и злоупотреблении должностным положением.

Статья 2 Закона №31 от 1999 года «О борьбе с коррупционными преступлениями» (далее - Закон) устанавливает уголовную ответственность за наносящее ущерб государству обогащение в личных интересах и/или в интересах третьих лиц в виде пожизненного лишения свободы или тюремного заключения на срок от 4 до 20 лет и штрафа в размере от 200 млн до 1 млрд рупий (примерно от 1 млн до 5 млн рублей). Одновременно данная статья предусматривает, что при определенных обстоятельствах за совершение указанного преступления лицо может быть приговорено к смертной казни (хотя до настоящего момента не было вынесено ни одного подобного приговора).

Статья 3 Закона вводит уголовную ответственность за получение выгоды для себя или для третьих лиц в результате злоупотребления полномочиями, возможностями или иными средствами, имеющимися в распоряжении лица в силу занимаемой должности, если оно наносит ущерб государству, в виде пожизненного лишения свободы или тюремного заключения на срок от 1 до 20 лет и штрафа в размере от 50 млн до 1 млрд рупий (примерно от 250 тыс. до 5 млн рублей).

В соответствии с принятым Постановлением, для определения справедливого наказания за совершение преступлений, предусмотренных указанными статьями, судьи должны учитывать шесть ключевых факторов:

  1. размер понесенных государством убытков;
  2. масштаб преступления, роль лица в его совершении и объем полученных им выгод;
  3. диапазон наказаний;
  4. отягчающие и смягчающие обстоятельства;
  5. наличие судимостей;
  6. любые иные положения, относящиеся к уголовному осуждению.

Одновременно документ вводит систему критериев оценки первых двух факторов.

Так, размер нанесенного государству ущерба может оцениваться как:

  • минимальный: до 200 млн рупий (примерно 1 млн рублей), – указанная категория ущерба используется только применительно к статье 3 Закона;
  • незначительный: от 200 млн до 1 млрд рупий (приблизительно от 1 млн до 5 млн рублей);
  • средний: от 1 до 25 млрд рупий (от 5 млн до 126 млн рублей);
  • крупный: от 25 до 100 млрд рупий (от 126 млн до 503 млн рублей).
  • особо крупный: от 100 млрд рупий (около 503 млн рублей).

При оценке второго фактора судьи будут учитывать, на каком уровне было совершено преступление (федеральный, региональный, муниципальный), какова роль обвиняемого в его совершении (являлся ли он организатором, исполнителем или пособником), а также размер полученных им выгод. По результатам оценки преступление также будет отнесено к одной из категорий серьезности: низкая, средняя или высокая.

В приложении к Постановлению приведена таблица соответствия полученных оценок и надлежащего наказания. Например, если масштаб преступления, роль лица в его совершении и объем полученных им выгод оцениваются как высокие, а размер нанесенного государству ущерба как особо крупный, обвиняемому грозит от 16 до 20 лет лишения свободы и штраф в размере от 800 млн до 1 млрд рупий (примерно от 3,9 млн до 5 млн рублей). А в случае, если понесенный в результате совершения преступления ущерб не превышает 50 млн рупий (примерно 250 тыс. рублей), судья может принять решение не назначать штраф.

В приложении к документу также приведен список отягчающих и смягчающих обстоятельств. Так, к отягчающим обстоятельствам отнесены, например:

  • наличие у обвиняемого судимостей;
  • отказ от сотрудничества со следствием;
  • попытка сокрытия доказательств;
  • замещение обвиняемым должности государственной службы или должности в правоохранительных органах и иные.

Смягчающими обстоятельствами являются:

  • отсутствие у обвиняемого судимостей;
  • активное сотрудничество со следствием;
  • признание вины;
  • добровольный возврат имущества, полученного в результате совершения коррупционного преступления и иные.

Таким образом, принятое Постановление предусматривает введение единого алгоритма определения надлежащего наказания в зависимости от объективных сторон преступления. Ранее при вынесении приговоров судьи часто обвинялись в необъективности и занижении строгости наказания.

Так, в июле 2019 года суд города Макасар приговорил бывшего главу деревни Батугулунг к 2,5 годам тюремного заключения за хищение 542 млн рупий (примерно 2,6 млн рублей).  А в деле против бывшего главы деревни Хамбуку, обвинявшегося в хищении всего 43 млн рупий (примерно 205 тыс. рублей), то есть почти в 13 раз меньшей суммы, суд города Баньярмасин избрал более строгую меру ответственности в виде 4 лет лишения свободы. В целом, по данным некоммерческой организации Indonesia Corruption Watch, средняя продолжительность тюремного заключения, назначаемого в качестве наказания за совершение преступлений коррупционной направленности, в 2019 году составила всего 2 года 7 месяцев, в 2018 году – 2 года 5 месяцев.

Несмотря на положительную общую оценку нововведений, некоторые эксперты выражают обеспокоенность тем, что принятое Постановление распространяется только на такие преступления, как незаконное обогащение и злоупотребление должностным положением, в то время как иные предусмотренные Законом преступления, например, подкуп, вымогательство, получение незаконного вознаграждения, остаются вне сферы его действия.

Темы
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.