Антикоррупционный портал
Во Франции принят указ об этическом контроле на государственной службе

Во Франции принят нормативный акт, определяющий особенности работы по совместительству для государственных служащих и занятия коммерческой деятельностью до и после государственной службы.

Указ №2020-69 от 30 января 2020 года, с дополнениями от 4 февраля 2020 года, заменяет ранее действовавший Указ №2017-105 от 27 января 2017 года и направлен на регулирование ограничений, установленных статьями 25.7 (работа по совместительству) и 25.8 (переход из частного сектора в государственный и из государственного – в частный) Закона №83-634 от 13 июля 1983 года «О правах и обязанностях государственных служащих» (Loi n°83-634 du 13 juillet 1983 portant droits et obligations des fonctionnaires, далее – Закон о госслужбе).

Действие Указа распространяется на:

  • государственных и муниципальных служащих, работников государственных учреждений, указанных в статье 2 Закона о госслужбе,
  • лиц, являющихся агентами государственного органа, организации или учреждения на основании контракта, как это установлено в части II статьи 25.9 и в статье 32 Закона о госслужбе,
  • членов кабинета министров, сотрудников администрации президента, сотрудников аппаратов территориальных органов власти,
  • сотрудников организаций здравоохранения, перечисленных в частях 1-4 статьи L.6152-1 Кодекса общественного здравоохранения.

Документ включает три основных раздела: первый посвящен контролю до назначения на должность, второй – выполнению иной оплачиваемой деятельности во время замещения должности, третий – ограничениям, действующим после ухода с должности.

Согласно Разделу I, перед назначением на должность, замещение которой предусматривает необходимость представления декларации активов, а также на руководящие должности, определенные в части V статьи 25.8 Закона о госслужбе, должности членов кабинета министров и сотрудников администрации президента, лицо, которое в течение трех предшествующих лет занималось коммерческой деятельностью, подлежит проверке на возможное наличие конфликта интересов. С этой целью соответствующий орган должен оценить риск того, что осуществление такой деятельности поставит под угрозу добросовестное, независимое и непредвзятое исполнение указанным лицом должностных обязанностей, сподвигнет его на нарушение установленных законом этических норм или на совершение преступления, предусмотренного статьей 432-12 Уголовного кодекса Франции (наличие или сохранение интереса, прямого или косвенного, в коммерческой организации или в конкретной сделке у лица, замещающего должность государственной службы). По результатам такого анализа принимается решение о допустимости назначения на должность (полной или с оговорками, например, с установлением запрета на вступление в коммерческие отношения с организацией, в которой данное лицо ранее работало, в течение определенного периода после назначения на должность) или недопустимости назначения в связи с конфликтом интересов.

Раздел II устанавливает для служащих возможность заниматься иной оплачиваемой деятельностью в период замещения должности: несмотря на то, что Законом о госслужбе установлен запрет на осуществление такого рода деятельности, в Указе предусмотрен закрытый перечень случаев, когда служащий может получить согласие на работу по совместительству (статья 11). К разрешенным видам деятельности отнесены, в частности:

  • образовательная деятельность и обучение,
  • спортивная или культурная деятельность, включая организацию и проведение мероприятий в области спорта, культуры или просвещения населения,
  • сельскохозяйственная деятельность,
  • совместная партнерская деятельность в ремесленном бизнесе, торговле или профессии, упомянутой в статье R.121-1 Коммерческого кодекса,
  • продажа товаров, произведенных лично, и иные.

Для получения согласия служащему необходимо подать в соответствующий орган уведомление, содержащее сведения о личности потенциального работодателя, характере деятельности, природе, продолжительности, частоте и условиях получения вознаграждения за эту деятельность. В течение месяца принимается решение о допустимости осуществления такой деятельности, в том числе с возможными оговорками и рекомендациями.

Раздел III Указа предусматривает обязанность лиц, которые после завершения государственной службы собираются переходить на работу в частный сектор, уведомлять об этом соответствующий орган до начала осуществления такой деятельности. В случае серьезных сомнений в совместимости планируемой деятельности с функциями, выполняемыми должностным лицом в течение последних трех лет (то есть при выявлении признаков конфликта интересов), ему может быть отказано в переходе в соответствующую коммерческую организацию.

Для лиц, которые перешли на работу в частный сектор, установлено требование уведомлять соответствующий орган (бывшего работодателя) о каждом новом трудоустройстве в течение трех лет после ухода с должности до начала соответствующей деятельности.

Функции по контролю за соблюдением установленных ограничений и принятию соответствующих решений возлагаются:

  • для руководящих должностей, определенных в части V статьи 25.8 Закона о госслужбе, членов кабинета министров и сотрудников администрации президента – на Высший орган по обеспечению прозрачности общественной жизни (Haute Autorité pour la Transparence de la Vie Publique – HATVP), заменивший упраздненную в прошлом году Комиссию по этике государственной службы (см. Закон №2019-828 от 6 августа 2019 года «О преобразовании государственной службы» – Loi n°2019-828 du 6 août 2019 de transformation de la fonction publique),
  • для иных категорий должностных лиц – на соответствующий орган или организацию (которые могут при необходимости консультироваться с HATVP).

Переход из государственного сектора в частный – так называемый pantouflage (от фр. pantoufle – тапок, туфля), – а также последующее возвращение из частного сектора на государственную службу – rétro-pantouflage – являются распространенной практикой во Франции. Так, в докладе 2018 года фракции «Зеленых» Европейского Парламента, посвященному явлению «вращающейся двери» в энергетическом секторе, приводится множество примеров перемещения французских чиновников из государственного сектор в частный и наоборот (см. стр. 60-73). Например, Ахлем Гарби (Ahlem Gharbi), занимавшая в 2015-2017 гг. должность заместителя вице-президента по международным вопросам в одной из крупнейших французских компании Total и отвечавшая за регион Африки и Ближнего Востока, стала впоследствии техническим советником президента Франции Эммануила Макрона по Северной Африке и Ближнему Востоку. В 2019 году, спустя полтора года работы, Гарби покинула администрацию Президента, став директором по партнерским отношениям во Французском агентстве развития, финансирующем проекты по развитию в странах третьего мира, в том числе в Африке и на Ближнем Востоке.

При этом контроль за подобными перемещениями остается недостаточным. В 2019 году Сенат в своем докладе, посвященном реформе государственной службы, отмечал, что контроль за «вращающейся дверью» в стране является систематическим, но малоэффективным, а 62% поступающих уведомлений от лиц, собирающихся осуществлять коммерческую деятельность, автоматически согласовываются в связи с нехваткой времени для их обработки и всесторонней оценки. Наличие проблемы подтверждает и ряд резонансных скандалов, связанных с переходом высокопоставленных чиновников на высокооплачиваемые должности в коммерческих организациях. Например, в январе этого года активисты устроили акцию протеста у стен Министерства экономики и финансов, осуждая назначение бывшего высокопоставленного чиновника кабинета министров Жана-Франсуа Сирелли (Jean-François Cirelli) на должность президента инвестиционного фонда BlackRock и символически забрасывая ведомство тапками.

Предполагается, что предусмотренная Указом передача функций по осуществлению контроля в отношении высокопоставленных должностных лиц HATVP позволит уделять достаточно внимания каждому случаю их перемещения между государственным и частным секторами. Кроме того, в отличие от ранее существовавшей Комиссии по этике государственной службы, которая подчинялась премьер-министру и главному управлению администрации и государственной службы (Direction Générale de l'Administration et de la Fonction Publique – DGAFP), HATVP является независимым органом, что позволит обеспечить большую объективность его решений.

Темы
Конфликт интересов

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.