Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Управление коррупционными рисками во время пандемии: рекомендации международных организаций

В условиях продолжающейся пандемии COVID-19 рассматриваем представленные ключевыми международными организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции, рекомендации по минимизации возникающих коррупционных рисков.

Охватившая мир пандемия коронавируса формирует условия для совершения коррупционных преступлений в различных сферах государственного управления:

  1. государственные закупки – возрастает риск неправомерного присуждения контрактов аффилированным лицам, особенно в условиях срочности и непрозрачности закупочных процедур;
  2. оказание медицинских услуг – граждане чаще прибегают к подкупу для получения приоритетного доступа к услугам, служащие могут злоупотреблять служебными полномочиями при их распределении, кроме того, возрастают риски фальсификации медицинских продуктов;
  3. исследования и разработка медицинских продуктов – инвестирование в проведение медицинских исследований, в разработку лекарств и вакцины от COVID-19 является уязвимой с точки зрения конфликтов интересов и незаконного лоббирования сферой;
  4. разработка мер поддержки бизнеса и населения – в рамках принимаемых правительством чрезвычайных мер может быть установлен неправомерный преференциальный режим для отдельных групп, компаний, предприятий или секторов;
  5. распределение фондовых средств – возрастает вероятность незаконного присвоения или хищения пожертвований граждан и специальных фондов, учрежденных правительством, компаниями или государственно-частными партнерствами;
  6. коррупция в частном секторе – увеличивается вероятность подкупа со стороны юридических лиц с целью активизации замедлившихся из-за вводимых ограничений бизнес-процессов, а также фальсификации документов, необходимых для получения помощи со стороны государства, лицензий и разрешений.

Ведущие международные организации, реагируя на существующие коррупционные риски, предлагают государствам рекомендации по их минимизации. Ранее мы уже писали про рекомендации, выпущенные ГРЕКО, аналогичные документы были представлены и иными организациями.  

ООН

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) опубликовала  План по обеспечению прозрачности, подотчетности и борьбы с коррупцией в рамках мер реагирования на пандемию COVID-19. Документ содержит обзор ключевых коррупционных рисков, вызванных пандемией, предлагаемые ПРООН меры по их минимизации в краткосрочной и долгосрочной перспективах, а также примеры предпринятых отдельными странами шагов по реализации таких мер.

1. Усиление контроля и надзора за предоставлением услуг в секторе здравоохранения:

  • создание эффективных систем внутреннего и внешнего надзора и подотчетности при оказании срочных медицинских услуг;
  • укрепление механизмов социальной ответственности, прежде всего на уровне локальных общин;
  • привлечение гражданского общества к контролю за распределением медицинских продуктов и оборудования;
  • обеспечение прозрачности данных, связанных с COVID-19.

Пример:

В Южной Корее была создана система сообщения об угрозах здоровью и безопасности населения, интересам потребителей и добросовестной конкуренции, за первые два месяца работы которой было обработано более 50 тыс. жалоб.

2. Создание прозрачной системы закупок:

  • повышение прозрачности на всех этапах закупок и поставок товаров, работ, услуг в чрезвычайных ситуациях;
  • разработка рекомендательных стандартов качества закупаемых и поставляемых медицинских товаров;
  • обеспечение прозрачности закупочных процедур с целью избежания завышения цен.

Пример:

В Португалии были приняты меры по сдерживанию практики завышения цен, в том числе был создан раздел на национальном портале открытых данных для публикации информации обо всех решениях о заключении государственных контрактов.

3. Усиление прозрачности и подотчетности в управлении фондами:

  • обеспечение прозрачности и внедрение механизмов подотчетности при получении, распределении и использовании фондов и пожертвований;
  • предоставление гражданскому обществу возможности осуществлять мониторинг распределения бюджетных средств.

Пример:

В Тунисе при поддержке ПРООН была создана целевая группа для централизованного, прозрачного и подотчетного сбора пожертвований и взносов и их последующего распределения  в рамках принятия мер реагирования на пандемию.

4. Продвижение принципов прозрачности, подотчетности и добросовестности в органах управления:

  • оказание поддержки антикоррупционным, надзорным и аудиторским органам для обеспечения подотчетности в рамках общего управления кризисными ситуациями;
  • объединение усилий антикоррупционных, надзорных и аудиторских органов с отраслевыми министерствами, а также обеспечение их тесного взаимодействия с частным сектором и гражданским обществом;
  • обеспечение открытого доступа к данным с использованием современных технологий для осуществления эффективного мониторинга и борьбы с дезинформацией и иные.

Пример:

В Таиланде власти вовлекают общественность в мониторинг нарушений и выявление коррупционных рисков во время пандемии в рамках проекта "Картирование коррупционных рисков в период пандемии”.

В Сингапуре определение обоснованных мер реагирования на риски, возникающие в связи с пандемией, и обеспечение их соблюдения предусматривало вовлечение общественности в осуществление предварительного анализа и последующего мониторинга.

Среди среднесрочных и долгосрочных мер эксперты ПРООН выделяют следующие:

1. Усиление институциональной среды для интеграции усилий по противодействию коррупции в отдельных сферах:

  • оказание учреждениям различных сфер технической помощи в проведении оценки и минимизации коррупционных рисков, оказание стратегической и консультационной поддержки для минимизации социально-экономического влияния COVID-19;
  • включение вопросов борьбы с коррупцией в национальные, отраслевые и локальные планы развития;
  • проведение общегосударственной оценки влияния COVID-19 с точки зрения рисков коррупции и мошенничества и иные.

Пример:

Для стран Арабского мира ПРООН была разработана методика оценки коррупционных рисков на отраслевом уровне, а также адаптированные к конкретным сферам экономики руководства по ее имплементации.

2. Использование технологий и инноваций для обеспечения прозрачности, подотчетности и добросовестности в различных сферах:

  • использование цифровых технологий для предоставления услуг и управления цепочками поставок, стимулирование внедрения механизмов «электронного правительства»;
  • создание цифровых платформ для проведения мониторинга качества предоставляемых услуг и рассмотрения жалоб;
  • создание систем электронных закупок и контрактов.

Пример:

В Украине функционирует платформа электронных закупок "ProZorro", позволяющая государственным органам осуществлять закупки в электронном виде, а также предоставляющая гражданам открытый доступ к данным о закупках. Параллельно был запущен проект для выявления коррупционных рисков “DoZorro” - электронная платформа, на которой граждане могут сообщать о выявленных нарушениях закупочных процедур.

3. Поощрение честности и неподкупности бизнеса:

  • поддержка внедрения в компаниях комплаенс-программ и процедур проверки контрагентов;
  • поощрение прозрачности процесса закупок, в том числе при участии в государственных тендерах;
  • оказание предприятиям поддержки в процессе внедрения цифровых платформ для упрощения бизнес-процессов и рационализации административных процедур и иные.

Пример:

В Армении ПРООН и Фонд Кока-Колы объединили свои усилия в целях поставки оборудования для оказания неотложной медицинской помощи в период пандемии.

4. Поддержка механизмов социальной ответственности и вовлечение гражданского общества:

  • создание платформ сообщения о нарушениях;
  • создание открытых систем обмена данными для повышения прозрачности и иные.

Пример:

В Папуа-Новой Гвинее ПРООН поддержала инициативный проект "Телефоны против коррупции", в рамках которого была создана безопасная анонимная платформа для отправки текстовых сообщений о коррупционных нарушениях.

ОЭСР

ОЭСР был принят ряд документов, содержащих рекомендации по предотвращению коррупции в условиях COVID-19, ознакомиться с которыми можно в отдельном разделе на сайте организации.

Так, ОЭСР выпустила аналитическую записку «Меры по борьбе с коррупцией в рамках реагирования на COVID-19», в которой определены основные принципы по предотвращению коррупционных нарушений в период пандемии:

  • соблюдать верховенство закона, международные стандарты по борьбе с коррупцией и обязательства по борьбе со взяточничеством;
  • принимать меры по минимизации рисков при осуществлении государственных закупок в чрезвычайных ситуациях;
  • внедрить механизмы подотчетности и контроля за принимаемыми мерами по восстановлению экономики;
  • продвигать необходимость соблюдения деловой этики и внедрения комплаенс-программ в организациях, а также разработки основанного на оценке рисков подхода к надлежащему управлению организацией;
  • обеспечить проведение расследований нарушений и применение наказаний по делам о коррупции и взяточничестве.

Помимо этого, ОЭСР был опубликован документ «Обеспечение неподкупности для эффективного реагирования на COVID-19», который содержит обзор основных возникающих в связи с пандемией коррупционных рисков в государственном секторе и конкретные рекомендации по их минимизации. Авторы выделяют меры по трем направлениям:

1. Неподкупность при осуществлении государственных закупок:

  • ведение и хранение документации по осуществляемым закупкам;
  • разработка руководящих принципов по осуществлению закупок в чрезвычайных условиях;
  • обеспечение максимальной прозрачности закупочного процесса, в том числе открытых данных;
  • создание централизованной системы отслеживания цен и поставщиков ключевых товаров и услуг.
  • предоставление аудиторам и надзорным органам удаленного доступа ко всем данным о закупках;
  • создание цифровых и доступных для общественности инструментов отслеживания экстренных закупок и иные.

2. Подотчетность и надзор за реализацией пакетов мер экономического стимулирования:

  • обеспечение аудиторских органов необходимыми ресурсами;
  • создание или усиление существующих законодательных комитетов по надзору;
  • обеспечение проведения надлежащей оценки коррупционных рисков;
  • создание процедур для срочной разработки, рассмотрения и утверждения мер экономического стимулирования и иные.

3. Нарушения честности и неподкупности в публичных организациях:

  • укрепление существующих систем общественного контроля в организациях;
  • использование и совершенствование цифровых инструментов для обеспечения контроля и подотчетности;
  • создание программ консультирования или финансовой помощи для поддержки сотрудников в преодолении экономического кризиса;
  • повышение осведомленности сотрудников о стандартах деловой этики и иные.

Иные организации

В рамках Объединенной рабочей группы саммита стран Америки (Joint Summit Working Group - JSWG) ОАГ совместно с рядом межамериканских и международных организаций была принята декларация «Борьба с коррупцией, обеспечение неподкупности и демократического управления в период пандемии COVID-19». В ней участники рабочей группы заявили о продолжении совместной работы по оказанию помощи странам Западного полушария в целях минимизации коррупционных рисков, связанных с пандемией, и принятии ряда обязательств, включая содействие обмену опытом и информацией, сотрудничество между национальными правоохранительными органами, стимулирование применения цифровых технологий для обеспечения прозрачности и подотчетности.

Антикоррупционная группа G20 (G20 Anti-Corruption Working Group's – ACWG) ведет разработку документа, содержащего рекомендации по борьбе с вызванными COVID-19 коррупционными проявлениями, для подготовки которого был проведен  опрос стран-участниц об основных существующих рисках и принимаемых мерах по их минимизации.

Темы
Прозрачность
Стандарты поведения
Международное сотрудничество
Коррупция в сфере государственных закупок

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.