Охватившая мир пандемия коронавируса формирует условия для совершения коррупционных преступлений в различных сферах государственного управления:
- государственные закупки – возрастает риск неправомерного присуждения контрактов аффилированным лицам, особенно в условиях срочности и непрозрачности закупочных процедур;
- оказание медицинских услуг – граждане чаще прибегают к подкупу для получения приоритетного доступа к услугам, служащие могут злоупотреблять служебными полномочиями при их распределении, кроме того, возрастают риски фальсификации медицинских продуктов;
- исследования и разработка медицинских продуктов – инвестирование в проведение медицинских исследований, в разработку лекарств и вакцины от COVID-19 является уязвимой с точки зрения конфликтов интересов и незаконного лоббирования сферой;
- разработка мер поддержки бизнеса и населения – в рамках принимаемых правительством чрезвычайных мер может быть установлен неправомерный преференциальный режим для отдельных групп, компаний, предприятий или секторов;
- распределение фондовых средств – возрастает вероятность незаконного присвоения или хищения пожертвований граждан и специальных фондов, учрежденных правительством, компаниями или государственно-частными партнерствами;
- коррупция в частном секторе – увеличивается вероятность подкупа со стороны юридических лиц с целью активизации замедлившихся из-за вводимых ограничений бизнес-процессов, а также фальсификации документов, необходимых для получения помощи со стороны государства, лицензий и разрешений.
Ведущие международные организации, реагируя на существующие коррупционные риски, предлагают государствам рекомендации по их минимизации. Ранее мы уже писали про рекомендации, выпущенные ГРЕКО, аналогичные документы были представлены и иными организациями.
ООН
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) опубликовала План по обеспечению прозрачности, подотчетности и борьбы с коррупцией в рамках мер реагирования на пандемию COVID-19. Документ содержит обзор ключевых коррупционных рисков, вызванных пандемией, предлагаемые ПРООН меры по их минимизации в краткосрочной и долгосрочной перспективах, а также примеры предпринятых отдельными странами шагов по реализации таких мер.
1. Усиление контроля и надзора за предоставлением услуг в секторе здравоохранения:
- создание эффективных систем внутреннего и внешнего надзора и подотчетности при оказании срочных медицинских услуг;
- укрепление механизмов социальной ответственности, прежде всего на уровне локальных общин;
- привлечение гражданского общества к контролю за распределением медицинских продуктов и оборудования;
- обеспечение прозрачности данных, связанных с COVID-19.
Пример:
В Южной Корее была создана система сообщения об угрозах здоровью и безопасности населения, интересам потребителей и добросовестной конкуренции, за первые два месяца работы которой было обработано более 50 тыс. жалоб.
2. Создание прозрачной системы закупок:
- повышение прозрачности на всех этапах закупок и поставок товаров, работ, услуг в чрезвычайных ситуациях;
- разработка рекомендательных стандартов качества закупаемых и поставляемых медицинских товаров;
- обеспечение прозрачности закупочных процедур с целью избежания завышения цен.
Пример:
В Португалии были приняты меры по сдерживанию практики завышения цен, в том числе был создан раздел на национальном портале открытых данных для публикации информации обо всех решениях о заключении государственных контрактов.
3. Усиление прозрачности и подотчетности в управлении фондами:
- обеспечение прозрачности и внедрение механизмов подотчетности при получении, распределении и использовании фондов и пожертвований;
- предоставление гражданскому обществу возможности осуществлять мониторинг распределения бюджетных средств.
Пример:
В Тунисе при поддержке ПРООН была создана целевая группа для централизованного, прозрачного и подотчетного сбора пожертвований и взносов и их последующего распределения в рамках принятия мер реагирования на пандемию.
4. Продвижение принципов прозрачности, подотчетности и добросовестности в органах управления:
- оказание поддержки антикоррупционным, надзорным и аудиторским органам для обеспечения подотчетности в рамках общего управления кризисными ситуациями;
- объединение усилий антикоррупционных, надзорных и аудиторских органов с отраслевыми министерствами, а также обеспечение их тесного взаимодействия с частным сектором и гражданским обществом;
- обеспечение открытого доступа к данным с использованием современных технологий для осуществления эффективного мониторинга и борьбы с дезинформацией и иные.
Пример:
В Таиланде власти вовлекают общественность в мониторинг нарушений и выявление коррупционных рисков во время пандемии в рамках проекта "Картирование коррупционных рисков в период пандемии”.
В Сингапуре определение обоснованных мер реагирования на риски, возникающие в связи с пандемией, и обеспечение их соблюдения предусматривало вовлечение общественности в осуществление предварительного анализа и последующего мониторинга.
Среди среднесрочных и долгосрочных мер эксперты ПРООН выделяют следующие:
1. Усиление институциональной среды для интеграции усилий по противодействию коррупции в отдельных сферах:
- оказание учреждениям различных сфер технической помощи в проведении оценки и минимизации коррупционных рисков, оказание стратегической и консультационной поддержки для минимизации социально-экономического влияния COVID-19;
- включение вопросов борьбы с коррупцией в национальные, отраслевые и локальные планы развития;
- проведение общегосударственной оценки влияния COVID-19 с точки зрения рисков коррупции и мошенничества и иные.
Пример:
Для стран Арабского мира ПРООН была разработана методика оценки коррупционных рисков на отраслевом уровне, а также адаптированные к конкретным сферам экономики руководства по ее имплементации.
2. Использование технологий и инноваций для обеспечения прозрачности, подотчетности и добросовестности в различных сферах:
- использование цифровых технологий для предоставления услуг и управления цепочками поставок, стимулирование внедрения механизмов «электронного правительства»;
- создание цифровых платформ для проведения мониторинга качества предоставляемых услуг и рассмотрения жалоб;
- создание систем электронных закупок и контрактов.
Пример:
В Украине функционирует платформа электронных закупок "ProZorro", позволяющая государственным органам осуществлять закупки в электронном виде, а также предоставляющая гражданам открытый доступ к данным о закупках. Параллельно был запущен проект для выявления коррупционных рисков “DoZorro” - электронная платформа, на которой граждане могут сообщать о выявленных нарушениях закупочных процедур.
3. Поощрение честности и неподкупности бизнеса:
- поддержка внедрения в компаниях комплаенс-программ и процедур проверки контрагентов;
- поощрение прозрачности процесса закупок, в том числе при участии в государственных тендерах;
- оказание предприятиям поддержки в процессе внедрения цифровых платформ для упрощения бизнес-процессов и рационализации административных процедур и иные.
Пример:
В Армении ПРООН и Фонд Кока-Колы объединили свои усилия в целях поставки оборудования для оказания неотложной медицинской помощи в период пандемии.
4. Поддержка механизмов социальной ответственности и вовлечение гражданского общества:
- создание платформ сообщения о нарушениях;
- создание открытых систем обмена данными для повышения прозрачности и иные.
Пример:
В Папуа-Новой Гвинее ПРООН поддержала инициативный проект "Телефоны против коррупции", в рамках которого была создана безопасная анонимная платформа для отправки текстовых сообщений о коррупционных нарушениях.
ОЭСР
ОЭСР был принят ряд документов, содержащих рекомендации по предотвращению коррупции в условиях COVID-19, ознакомиться с которыми можно в отдельном разделе на сайте организации.
Так, ОЭСР выпустила аналитическую записку «Меры по борьбе с коррупцией в рамках реагирования на COVID-19», в которой определены основные принципы по предотвращению коррупционных нарушений в период пандемии:
- соблюдать верховенство закона, международные стандарты по борьбе с коррупцией и обязательства по борьбе со взяточничеством;
- принимать меры по минимизации рисков при осуществлении государственных закупок в чрезвычайных ситуациях;
- внедрить механизмы подотчетности и контроля за принимаемыми мерами по восстановлению экономики;
- продвигать необходимость соблюдения деловой этики и внедрения комплаенс-программ в организациях, а также разработки основанного на оценке рисков подхода к надлежащему управлению организацией;
- обеспечить проведение расследований нарушений и применение наказаний по делам о коррупции и взяточничестве.
Помимо этого, ОЭСР был опубликован документ «Обеспечение неподкупности для эффективного реагирования на COVID-19», который содержит обзор основных возникающих в связи с пандемией коррупционных рисков в государственном секторе и конкретные рекомендации по их минимизации. Авторы выделяют меры по трем направлениям:
1. Неподкупность при осуществлении государственных закупок:
- ведение и хранение документации по осуществляемым закупкам;
- разработка руководящих принципов по осуществлению закупок в чрезвычайных условиях;
- обеспечение максимальной прозрачности закупочного процесса, в том числе открытых данных;
- создание централизованной системы отслеживания цен и поставщиков ключевых товаров и услуг.
- предоставление аудиторам и надзорным органам удаленного доступа ко всем данным о закупках;
- создание цифровых и доступных для общественности инструментов отслеживания экстренных закупок и иные.
2. Подотчетность и надзор за реализацией пакетов мер экономического стимулирования:
- обеспечение аудиторских органов необходимыми ресурсами;
- создание или усиление существующих законодательных комитетов по надзору;
- обеспечение проведения надлежащей оценки коррупционных рисков;
- создание процедур для срочной разработки, рассмотрения и утверждения мер экономического стимулирования и иные.
3. Нарушения честности и неподкупности в публичных организациях:
- укрепление существующих систем общественного контроля в организациях;
- использование и совершенствование цифровых инструментов для обеспечения контроля и подотчетности;
- создание программ консультирования или финансовой помощи для поддержки сотрудников в преодолении экономического кризиса;
- повышение осведомленности сотрудников о стандартах деловой этики и иные.
Иные организации
В рамках Объединенной рабочей группы саммита стран Америки (Joint Summit Working Group - JSWG) ОАГ совместно с рядом межамериканских и международных организаций была принята декларация «Борьба с коррупцией, обеспечение неподкупности и демократического управления в период пандемии COVID-19». В ней участники рабочей группы заявили о продолжении совместной работы по оказанию помощи странам Западного полушария в целях минимизации коррупционных рисков, связанных с пандемией, и принятии ряда обязательств, включая содействие обмену опытом и информацией, сотрудничество между национальными правоохранительными органами, стимулирование применения цифровых технологий для обеспечения прозрачности и подотчетности.
Антикоррупционная группа G20 (G20 Anti-Corruption Working Group's – ACWG) ведет разработку документа, содержащего рекомендации по борьбе с вызванными COVID-19 коррупционными проявлениями, для подготовки которого был проведен опрос стран-участниц об основных существующих рисках и принимаемых мерах по их минимизации.