Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Словении внесены изменения в антикоррупционный закон

В Словении уточнен порядок работы и полномочия Комиссии по предупреждению коррупции (Komisija za preprečevanje korupcije KPK), особенности получения подарков и некоторые иные положения антикоррупционного законодательства.

Комиссия по предупреждению коррупции

Закон от 29 октября 2020 года «О внесении изменений в “Закон о добросовестности и предотвращении коррупции”» (Zakon o spremembah in dopolnitvah Zakona o integriteti in preprečevanju korupcije) предусматривает четкое разграничение полномочий по уголовному преследованию между KPK, полицией и прокуратурой. До внесения изменений Комиссия в случае наличия подозрений в совершении коррупционного преступления сразу подавала в соответствующие органы ходатайство о возбуждении уголовного дела, что создавало правовую неопределенность: отдельные преступления, отнесенные к коррупционным в соответствии с положениями Закона «О добросовестности и предупреждении коррупции» (Zakon o integriteti in preprečevanju korupcije, далее – антикоррупционный закон) не являлись таковыми в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Теперь в функции Комиссии входит только подготовка заключений по конкретным делам и, в случае наличия подозрений в совершении уголовных преступлений, направление соответствующих материалов компетентным органам. При этом решение о возбуждении уголовного дела правоохранительные органы принимают самостоятельно. Одновременно на Комиссию возлагается обязанность публиковать на своем веб-сайте информацию о лицах, совершивших коррупционное преступление, после того, как компетентные органы примут окончательное решение о наличии нарушения.

Помимо этого, Закон изменяет процедуру назначения председателя и заместителей председателя KPK. Раньше кандидаты назначались напрямую отборочной комиссией, теперь назначение проходит в два этапа: первичный отбор кандидатов проводит специальная номинационная комиссия, а окончательное решение по назначению на должности принимает Президент. В состав номинационной комиссии при этом входят, наряду с должностными лицами, представители некоммерческих организаций, ведущих деятельность в сфере защиты прав человека, соблюдения добросовестности, этики, регулирования вопросов лоббирования или предотвращения коррупции. Как представляется, подобный механизм выбора руководства Комиссии позволяет снизить риск ее политической зависимости и повысить доверие общества к антикоррупционному ведомству.

Антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности

Закон расширяет список лиц, на которых распространяются предусмотренные антикоррупционным законом запреты, ограничения и обязанности, включая в него:

  • Генерального секретаря Президента и его заместителя, советников Президента, главу Администрации Президента,
  • генеральных секретарей Правительства и Национального собрания, секретаря Национального собрания,
  • членов правления Банка Словении.

Законом также предусмотрено изменение норм, касающихся получения подарков. Так, ограничения на получение подарков теперь распространяются не только на лиц, замещающих государственные должности, как все остальные запреты, ограничения и обязанности, но и на любых иных должностных лиц и членов их семей. Одновременно расширяется круг лиц, считающихся «членами семьи» – теперь к ним относятся лица, проживающие совместно с должностным лицом, даже если они не являются членами семьи в традиционном смысле. Закон также предусматривает повышение предельной стоимости разрешенных подарков (полученных в связи с участием в культурных или церемониальных мероприятиях, по окончании обучения или на праздники, а также в рамках дипломатической деятельности) с €75 до €100 (примерно от 6,8 тыс. до 9 тыс. рублей), а стоимость подарков, подлежащих регистрации в специальном реестре, – с €25 до €50 (примерно от 2,3 тыс. до 4,5 тыс. рублей).

Кроме того, внесенные Законом поправки предусматривают изменение порядка декларирования активов: раньше чиновники были обязаны подавать в Комиссию ежегодную декларацию, теперь представлять информацию необходимо только в случае существенных изменений (если их размер превышает €10 тыс. – примерно 900 тыс. рублей). Соответствующая информация при этом будет публиковаться в открытом доступе на сайте Комиссии в течение срока полномочий должностного лица.

Реестры и базы данных

Нормативный акт предусматривает, что, несмотря на отсутствие необходимости регистрироваться в реестре лоббистов для лиц, лоббирующих интересы организации, в которой они трудоустроены, такие организации обязаны сообщать в Комиссию сведения о лоббирующем их интересы лице (за исключением некоммерческих организаций, не имеющих штатных сотрудников).

Наконец, Закон устанавливает правовую основу для работы электронной базы ERAR, в которой в открытом доступе представлена различная информация об использовании бюджетных средств. В частности, в ERAR размещен реестр подарков, реестр лоббистов, сведения о получении организациями средств от государства и о расходовании средств государственными органами, информация об организациях, аффилированных с должностными лицами, и т.п. Сведения об организациях ERAR получает из различных источников, например, реестра предприятий, реестра собственности акционерных обществ, информации Государственной платежной администрации о транзакциях и электронных счетах, информации Управления по предотвращению отмывания денег о крупных транзакциях за рубежом, портала государственных закупок и т.п.

Темы
Антикоррупционные органы
Декларирование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.