Новый закон устанавливает правовой статус лиц, сообщающих о фактах коррупции, и порядок раскрытия ими информации, предусматривает возможность получения осведомителями вознаграждения и определяет механизмы их правовой защиты. Внесение таких изменений в украинское законодательство является продолжением серии антикоррупционных реформ, принятие которых требовалось, в том числе для получения Украиной валютных траншей от Международного валютного фонда: так, ранее в стране уже был создан специализированный антикоррупционный суд и приняты поправки в уголовное законодательство, предусматривающие криминализацию незаконного обогащения.
В соответствии с законом, заявителем о коррупции считается физическое лицо, сообщающее о фактах возможных коррупционных правонарушений, которые стали ему известны в ходе трудовой, профессиональной, хозяйственной, общественной или научной деятельности, при прохождении службы или обучении либо в ходе участия в процедурах, предшествующих началу такой деятельности, и полагающее, что раскрываемая им информация является достоверной.
Законом предусматривается три возможных способа сообщения о выявленных нарушениях:
- внутренние каналы: раскрытие информации своему руководителю или уполномоченному лицу в организации;
- внешние каналы: раскрытие информации публично, в том числе через средства массовой информации, журналистов, общественные объединения, профессиональные союзы и т.д.;
- регулярные каналы: раскрытие информации через защищенные каналы Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК), Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) или другого субъекта властных полномочий, к компетенции которого относится рассмотрение вопросов, которых касается соответствующая раскрываемая информация.
Для обеспечения возможности использования осведомителями внутренних и регулярных каналов НАПК, НАБУ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные организации и компании, участвующие в государственных закупках, обязаны создать защищенные каналы для раскрытия информации (в том числе анонимного), такие, как онлайн-формы на своих официальных сайтах, горячие линии, электронные почтовые ящики, которые гарантируют заявителю конфиденциальность его личных данных.
Поступающие по регулярным и внутренним каналам сообщения о возможных коррупционных правонарушениях подлежат предварительной проверке: анонимные - в срок не более 15 рабочих дней со дня их получения (который, при необходимости, может быть продлен до 30 рабочих дней), остальные - в срок не более 10 рабочих дней. По ее результатам принимается решение о проведение служебной проверки, срок которой не должен превышать 30 рабочих дней со дня завершения предварительной проверки (при необходимости, срок может быть продлен до 45 рабочих дней), или, если раскрываемая информация содержит признаки уголовного преступления, материалы передаются в правоохранительные органы, или, если факты, изложенные в сообщение, не подтвердились, дальнейшее производство прекращается.
Помимо создания внутренних каналов раскрытия информации, государственные органы, органы местного самоуправления, государственные организации и компании, участвующие в государственных закупках, обязаны:
- обеспечить эффективное функционирование таких каналов принятия и обработки сообщений о возможных фактах коррупции;
- разработать и закрепить во внутренних нормативных актах соответствующие процедуры, связанные с рассмотрением таких сообщений;
- принять меры, направленные на формирование культуры поощрения раскрытия информации о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений;
- предоставить работникам методическую поддержку и возможность получения консультаций по вопросам, касающимся раскрытия такой информации и последующей защиты осведомителей.
При этом НАПК наделяется полномочиями по проведению периодических проверок эффективности функционирования внутренних каналов сообщения о возможных фактах коррупционных правонарушений в таких органах и организациях. Помимо этого, НАПК должно будет вести реестр полученных сообщений и собирать статистические данные о количестве заявлений о фактах коррупции, о количестве лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда о совершении ими уголовных коррупционных правонарушений, сведения о размере ущерба и вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, а также о количестве лиц, в отношении которых были применены меры для их защиты от репрессивных действий в связи с раскрытием информации.
Документ значительно расширяет границы правовой защиты сотрудников, сообщающих о коррупции: лицам, обладающим статусом осведомителя, и их близким не может быть отказано в приеме на работу, их не могут уволить или принудить к увольнению по собственному желанию, привлечь к дисциплинарной ответственности или применить иные репрессивные меры (например, перевод на иную должность или иное место работы (службы), внеочередная аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на вышестоящую должность, уменьшение заработной платы и т.п.), если указанные меры применяются работодателем в связи с раскрытием информации о нарушении.
Законом также устанавливаются механизмы обеспечения финансовой компенсации ущерба, понесенного заявителем в связи с репрессивными действиями со стороны работодателя. Так, в случае отстранения работника, являющегося заявителем, от выполнения трудовых обязанностей не по его вине, оплата труда на период отстранения осуществляется в размере средней заработной платы работника за последний год. Осведомитель или его близкие, уволенные с работы в связи с сообщением о возможных фактах коррупции, должны быть восстановлены в должности и получить возмещение в размере среднего заработка, который должен был быть получен за время вынужденного прогула, но не более чем за один год. Если заявление о восстановлении рассматривается более одного года не по вине уволенного, то работодатель должен обеспечить возмещение заработной платы за все время вынужденного прогула.
Помимо этого, заявителям и их близким гарантируется бесплатная юридическая помощь. Лиц, обладающих таким статусом, должны будут обеспечить адвокатом, а также защитой со стороны правоохранительных органов. Если в связи с раскрытием информации заявителю пришлось нарушить свои должностные обязанности, получив статус осведомителя, он освобождается от какой-либо юридической ответственности за подобные нарушения.
Одновременно законом установлены санкций за применение мер репрессивного характера к осведомителю и за раскрытие информации о его личности. Так, за нарушение конфиденциальности личных данных осведомителя предусматривается административное наказание в виде наложения штрафа от одной до двух с половиной тысяч необлагаемых налогом минимальных размеров оплаты труда Украины (от 4,7 млн. до 11,8 млн. гривен – примерно от 12 млн. до 30 млн. рублей) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год. А за необоснованное увольнение такого лица установлена уголовная ответственность и наказание в виде штрафа в размере до пятидесяти необлагаемых налогом минимальных размеров оплаты труда Украины (до 236 тыс. гривен – примерно 605 тыс. рублей), либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительных работ на срок до двух лет.
Помимо совершенствования механизмов защиты осведомителей, новым законом предусматривается возможность выплаты денежного вознаграждения за сообщение о фактах коррупции. Право на вознаграждение имеет заявитель, информирующий о коррупционном преступлении, если получаемый в результате такого преступления незаконный доход или нанесенный государству ущерб в пять тысяч и более раз превышает минимальный размер оплаты труда Украины (то есть составляет 23,6 млн. гривен – примерно 60 млн. рублей – и более). При этом размер вознаграждения может достигать 10% от суммы полученного в результате совершения преступления дохода или нанесенного им ущерба, но не может превышать трех тысяч минимальных размеров оплаты труда Украины (14,2 млн. гривен – примерно 36 млн. рублей).
Выплата вознаграждения, однако, не предусмотрена в случае, если осведомитель раскрыл информацию в рамках соглашения о признании вины, являлся соучастником преступления, информацию о котором он раскрыл, либо был обязан сообщить о нарушении в соответствии со своими должностными (служебными) обязанностями.
Стоит отметить, что отдельные положения закона вызвали неоднозначную общественную реакцию. Так, критические замечания высказывались относительно предусмотренной законом возможности анонимного раскрытия информации о коррупционном правонарушении. Установленные нормативным актом требования к такому анонимному заявлению минимальны: оно должно содержать подлежащие проверке сведения о коррупционном преступлении и касаться конкретных лиц. Данное обстоятельство, как представляется, повышает риски поступления ложных сообщений. При этом предусмотренные в настоящее время уголовным законодательством Украины меры ответственности за клевету, как видится, являются недостаточными, чтобы избежать подобных рисков: лицо, сообщающее заведомо ложные сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности с наложением штрафа в размере до пятидесяти необлагаемых налогом минимальных размеров оплаты труда Украины (до 236 тыс. гривен – примерно 605 тыс. рублей) либо лишением свободы на срок до 6 месяцев условно. В этой связи украинские власти уже заявили о возможной необходимости пересмотреть положения уголовного законодательства с тем, чтобы ужесточить меры ответственности за подобные ложные сообщения.
Кроме того, лицо, имеющее статус осведомителя, согласно закону, получает право отказаться от дачи объяснений и/или показаний. Таким образом, следствие может лишиться своего главного свидетеля, что значительно усложнит расследование, особенно в случае поступления анонимного сообщения. Подобный подход кардинально разнится с принципами, которыми руководствуются при разработке соответствующего законодательства развитые зарубежные страны. Так, согласно недавно принятой Директиве ЕС о защите заявителей, правоохранительные органы должны быть наделены полномочиями требовать от осведомителей предоставить дополнительные сведения или объяснения по раскрытым ими фактам правонарушений.
Наконец, вопросы вызывают условия выплаты вознаграждения заявителям. Согласно положениям закона, такое вознаграждение выплачивается после вынесения обвинительного приговора, при этом законом не уточняется, должен ли быть возмещен ущерб, нанесенный преступлением государству, на момент выплаты вознаграждения. Это означает, что, согласно действующей редакции закона, заявитель сможет рассчитывать на получение вознаграждения напрямую из государственного бюджета страны, даже если выведенные в результате совершения преступления государственные средства не были в него возвращены.