Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Южной Корее появится специальный орган по расследованию коррупции высокопоставленных чиновников

В Южной Корее создано Управление по расследованию коррупции (Corruption Investigation Office – CIO), которое будет заниматься расследованием обвинений в отношении высокопоставленных должностных лиц.

Решение о формировании подобного органа было принято конце 2019 года, а 15 июля 2020 года Закон №16863 о создании и функционировании Управления по расследованию коррупции среди высокопоставленных должностных лиц вступил в силу.

Указанный нормативный акт учредил независимый орган, ответственный за расследование возможных коррупционных преступлений со стороны:

  • президента,
  • председателя и членов Национального собрания,
  • премьер-министра,
  • председателей и главных судей Верховного и Конституционного судов,
  • Генерального прокурора,
  • судей и прокуроров,
  • сотрудников полиции в должности офицера и выше,
  • государственных служащих уровня 3 и выше, замещающих должности в Секретариате Президента, Управлении национальной безопасности, Службе безопасности Президента и Национальнойльной службе разведки, и иных категорий должностных лиц (полный список представлен в статье 2 Закона).

Кроме того, полномочия CIO распространяются на членов семей указанных категорий чиновников – их супругов и прямых потомков по восходящей и нисходящей линии (родители, бабушки и дедушки, дети, внуки), а в случае президента – супругов и всех родственников до 4 степени родства. Всего под его юрисдикцию попадают около 6500-7000 человек.

Ведомство будет заниматься расследованием:

  • преступлений, связанных с выполнением обязанностей государственного должностного лица (включая взяточничество, злоупотребление служебным положением, разглашение служебных тайн частным компаниям) – ст. 122-133 Уголовного кодекса Кореи (далее – УК); 
  • преступлений, связанных с государственными документами – ст. 144, 225, 227, 227-2, 229 УК;
  • преступлений, связанных с хищением и халатностью – ст. 355, 357, 359 УК;
  • иных преступлений, предусмотренных отдельными законами, таких как получение взятки за посредничество в соответствии с Законом об адвокатуре; получение незаконного финансирования на политические цели в соответствии с Законом о политических фондах; лжесвидетельствование перед Национальным собранием в соответствии с Законом о свидетельских показаниях и других.

CIO сможет проводить расследование не только в отношении высокопоставленных должностных лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, но и в отношении:

  • любых соучастников таких преступлений в случае их совершения высокопоставленным должностным лицом или членом его семьи,
  • лиц, подкупающих высокопоставленное должностное лицо,
  • лиц, скрывающих любое преступное поведение, связанное с совершением указанных преступлений высокопоставленным должностным лицом или членом его семьи (например, укрывательство преступника, бегство, лжесвидетельствование, уничтожение улик),
  • лиц, ложно обвиняющих высокопоставленных должностных лиц в совершении перечисленных преступлений.

Кроме того, CIO вправе расследовать любое преступное поведение, непосредственно связанное с преступлением, совершенным высокопоставленным должностным лицом, если такое будет выявлено в ходе расследования.

Если иными следственными органами будут выявлены признаки преступлений, попадающих под юрисдикцию CIO, они обязаны уведомить об этом ведомство и по его требованию передать ему соответствующее дело.

Однако полномочия CIO в большинстве случаев ограничиваются только проведением расследования, после чего они передают дело в органы прокуратуры. Предъявить обвинения в совершении коррупционного преступления CIO сможет только генеральному прокурорам, прокурорам, судьям и высокопоставленным сотрудникам полиции. 

В состав CIO, как мы уже писали ранее, войдут 25 прокуроров, включая главу органа, и не более 40 следователей; прокуроров и главу ведомства назначает президент. Однако штат CIO, созданного «на бумаге» почти 4 месяца назад, до настоящего времени все еще не укомплектован. Причиной тому стал затянувшийся процесс создания комитета по отбору кандидатов на должность руководителя ведомства: в состав такого комитета должны входить 2 представителя оппозиционной партии, которая долгое время не представляла их кандидатуры. Но и после утверждения состава комитета существуют опасения, что оппозиция будет «саботировать» назначение руководителя CIO: так, один из ее представителей, ставший членом комитета, уже заявил, что считает создание ведомства неконституционным. Власти рассчитывают, что орган будет окончательно сформирован до конца ноября: возможно, для этого потребуется внесение изменений в принятый Закон с тем, чтобы решение о назначении главы CIO можно было принять при согласии 2/3 членов комитета, а не 6 из 7 членов, как это установлено сейчас.

Следует отметить, что процесс создание CIO в Южной Корее затянулся более чем на 20 лет. Первая законодательная инициатива по учреждению подобного органа появилась еще в 1996 году, и с тех пор – до декабря прошлого года, когда законопроект о создании CIO был окончательно принят –  Национальное собрание не раз представляло на обсуждение похожие законопроекты, однако никогда их не рассматривало.

Темы
Антикоррупционные органы
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.