Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликован Рейтинг финансовой секретности 2020

Британская неправительственная организация Tax Justice Network (TJN), занимающаяся исследованиями в области налогового и финансового  регулирования, опубликовала обновленный Рейтинг финансовой секретности 2020 года (Financial Secrecy Index - FSI).

FSI ранжирует государства в соответствии с уровнем секретности финансовой деятельности в них и распространенностью их использования в качестве оффшорных зон. Индекс, обычно публикуемый раз в два года, позволяет увидеть, в каких странах оседают средства, получаемые в результате неправомерной деятельности, в том числе коррупционной. По оценкам TJN, в оффшорных юрисдикциях по всему миру сейчас находятся от 21 до 32 триллионов долларов. При этом, несмотря на распространенное заблуждение, коррупционеры чаще скрывают свои незаконные активы не на маленьких усыпанных пальмами островах, а используя финансовые системы одних из самых больших и богатых стран мира.

Рейтинг финансовой секретности составляется с учетом двух компонентов:

1. Уровень финансовой секретности страны оценивается на основании анализа законов и иных нормативных актов, данных о международном сотрудничестве и иной открытой информации, а также ответов государственных органов разных стран.

При этом исследователи используют 20 индикаторов, разделённых на четыре группы:

1) Регистрация прав собственности – среди индикаторов:

  • банковская тайна;
  • реестр трастов и фондов;
  • сведения о бенефициарных владельцах компаний и иные;

2) Прозрачность деятельности юридических лиц – используются такие индикаторы, как:

  • обязанность компаний публиковать в открытом доступе сведения о бенефициарных владельцах;
  • обязанность компаний публиковать финансовую отчетность по странам и иные;

3) Интегрированность налогового и финансового регулирования – индикаторы включают:

  • действующий режим подоходного налога с физических лиц и возможность получения статуса резидента за счет пассивных инвестиций или платежей;
  • возможность представителей общественности присутствовать на разбирательствах, касающихся налоговых споров, а также открытость и доступность информации о соответствующих делах и иные;

4) Использование международных стандартов и вовлеченность в межгосударственное сотрудничество – оценивается через такие индикаторы, как:

  • соответствие законодательства по противодействию отмыванию доходов рекомендациям ФАТФ;
  • участие в многостороннем обмене данными о финансовых счетах и участие в пилотном проекте по оказанию поддержки развивающимся странам и иные.

Исходя из полученных по каждому индикатору оценок, рассчитывается итоговый балл страны в диапазоне значений от 0 до 100, где 0 баллов означает наибольший уровень финансовой прозрачности, а 100 баллов – наименьший.

Юрисдикции с самыми высокими показателями характеризуются непрозрачностью проводимых финансовых операций, низкой вовлеченностью в международный обмен данными, а также игнорированием международных стандартов, касающихся борьбы с отмыванием доходов. Такие страны являются наиболее привлекательными для перенаправления в них незаконных финансовых потоков и сокрытия преступной и коррупционной деятельности.

2. Участие страны в оффшорной деятельности оценивается через долю оффшорных операций, приходящихся на каждое государство. Для этого исследователи используют общедоступные количественные данные о международной торговле финансовыми услугами: основным источником является статистика платежного баланса Международного валютного фонда (BOPS) 574, содержащая сведения об экспорте государствами финансовых услуг. Если открытые данные по какой-либо из юрисдикций отсутствуют или являются неполными, то эксперты TJN используют методологию МВФ для экстраполяции общих показателей объема и получения точной оценки распределения финансовых потоков. Сами исследователи, однако, отмечают, что у такой методологии оценки вовлеченности страны в оффшорную деятельность есть некоторые недостатки. Так, часть (возможно, даже большая часть) незаконных финансовых потоков перераспределяется через покупку/продажу товаров, а не через экспорт финансовых услуг.

После того, как страны были оценены по каждому из двух компонентов, составляется итоговый рейтинг финансовой секретности в соответствии с выведенной исследователями формулой, который отражает роль страны в перераспределении незаконных финансовых потоков. Использование двухкомпонентного подхода при составлении рейтинга позволяет дать более объективную оценку: так, страна с большей долей участия в оффшорной деятельности, но с высокой степенью финансовой прозрачности может получить такое же итоговое количество баллов, как и государство, менее вовлеченное в оффшорную деятельность, но со значительным уровнем финансовой секретности.

В 2020 году индекс финансовой секретности рассчитывался для 133 стран. Согласно результатам рейтинга, такие государства, как Каймановы острова, США, Швейцария, Гонконг, Сингапур, Люксембург, Япония, Нидерланды, Британские Виргинские острова и ОАЭ составляют десятку самых крупных стран-посредников, участвующих в перераспределении незаконных финансовых потоков. Стоит отметить, что если бы Великобритания и ее заморские территории (например, Каймановы острова, Британские Виргинские острова и т.п.) рассматривались как единая юрисдикция, она бы заняла первую строчку рейтинга с большим отрывом от остальных стран.

Одновременно полученные данные свидетельствуют о наличии тенденции к повышению финансовой прозрачности государств. В среднем, в странах, участвовавших в исследовании, уровень финансовой секретности сократился на 7% по сравнению с результатами предыдущего рейтинга 2018 года. Вместе с тем, не все государства продемонстрировали положительную динамику: так, индекс финансовой секретности США, Великобритании и Каймановых островов вырос на 3-4 балла по сравнению с исследованием 2018 года.

Российская Федерация заняла 44-е место в рейтинге 2020 года (в 2018 году наша страна была на 29 строчке), уровень финансовой секретности в ней снизился с 64 до 57 баллов, вовлеченность России в оффшорные операции осталась неизменной и составила всего 0,25%.

Темы
Отмывание
Измерение коррупции
Гражданское общество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.