Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Таиланде уточнены нормы законодательства, направленные на предупреждение конфликта интересов

Национальной антикоррупционной комиссией Таиланда (National Anti-Corruption Commission – NACC) принят ряд документов, разъясняющих положения законодательства, касающиеся запрета на «ведение бизнеса» и ограничений на получение выгод государственными служащими, а также требования о соблюдении «периода охлаждения» при переходе из государственного сектора в частный.

1. Запрет на «ведение бизнеса»

Согласно положениям статьи 126 Органического закона BE 2561 от 20 июля 2018 “О борьбе с коррупцией” (далее - Закон о борьбе с коррупцией), должностным лицам, их супругам, а также лицам, проживающим совместно и состоящим в фактически брачных отношениях, запрещается заниматься «коммерческой деятельностью», а именно:

  1. быть стороной договора или иметь заинтересованность в договоре, заключенном с государственным органом, в котором данный служащий замещает должность, в случае, если он участвует, прямо или косвенно, в осуществлении контроля, надзора, экспертизы или в судебных разбирательствах в отношении такого договора;
  2. быть партнером или акционером в товариществе или компании, заключившей договор с государственным органом, в котором данный служащий замещает должность, в случае, если он участвует, прямо или косвенно, в осуществлении контроля, надзора, экспертизы или в судебных разбирательствах в отношении такого товарищества или компании;
  3. заключать договор концессии или договор «монопольного характера» с государственным органом, в котором данный служащий замещает должность, или быть партнером или акционером в товариществе или компании, которая заключает соответствующий договор, в случае, если он участвует, прямо или косвенно, в осуществлении контроля, надзора, экспертизы или в судебных разбирательствах в отношении такого договора;
  4. занимать должность члена совета директоров, консультанта, представителя или сотрудника в частной компании, находящейся под надзором или контролем государственного органа, в котором данный служащий замещает должность, если замещение им должности в частной компании может противоречить или противоречит общественным интересам, наносит ущерб государственному органу или может повлиять на беспристрастность служащего при исполнении им своих обязанностей.

Уведомление NACC №22 определило список должностных лиц, на которых распространяются данные ограничения:

  1. лица, занимающие политические должности: премьер-министры, министры, сенаторы, члены палаты представителей;
  2. лица, замещающие высшие  должности государственной службы: руководители министерств, субминистерств и департаментов; губернаторы провинций; постоянный секретарь Бангкока; члены совета и исполнительные директора государственных предприятий; руководители независимых конституционных организаций; секретарь Сената; постоянный секретарь по обороне; главнокомандующие и командиры; командир Национальной полиции; генеральные секретари избирательной комиссии, канцелярии омбудсмена, Национальной антикоррупционной комиссии, Национальной комиссии по правам человека, Канцелярии Конституционного Суда, Суда справедливости, Административного суда, Палаты представителей.
  3. лица, замещающие должности руководителей муниципальных образований: губернатор Бангкока, мэр Паттайи, иные мэры, президент региональной администрации, президент субрегиональной администрации.

2. Ограничения при переходе из государственного сектора в частный

Согласно положениям статьи 127 Закона о борьбе с коррупцией, лицам, занимающим политические и высшие государственные должности, и государственным служащим, назначенным Национальным комитетом, запрещено в течение двух лет после увольнения занимать должность члена совета директоров, консультанта, представителя или сотрудника в частной компании, находящейся под надзором или контролем государственного органа, в котором данный служащий замещал должность, если замещение/перспектива замещения им должности в частной компании может/могла противоречить или противоречит/противоречила общественным интересам, наносит ущерб государственному органу или могла повлиять на беспристрастность служащего при исполнении им своих обязанностей.

Уведомлением NACC №25 установлен список должностных лиц, на которых распространяются указанные ограничения: к ним отнесены те же категории лиц, что и в Уведомлении NACC №22, за исключением лиц, замещающих должности руководителей муниципальных образований.

3. Запрет на получение материальных выгод

Статья 128 Закона о борьбе с коррупцией запрещает должностным лицам в период замещения должности, а также в течение двух лет после ухода с должности безвозмездно принимать имущественные или иные материальные выгоды, кроме случаев, когда принятие таких выгод допускается законом, не противоречит принципам этики и соответствует правилам и сумме, определенным NACC, а также случаев полчения выгод от родственников

Уведомление NACC №17 устанавливает соответствущие «правила и сумму»: согласно документу, должностные лица могут безвозмездно принимать имущественные и другие материальные выгоды от любых лиц, если:

  • их стоимость не превышает 3000 бат (около 6700 рублей);
  • они являются доходом от мероприятий, рассчитанных на широкую аудиторию (таких, как, например, лотереи).

В ситуациях, когда должностное лицо в силу определенных обстоятельств не имеет возможности отказаться от выгоды, которая не соответствует вышеуказанным исключениям, оно обязано сообщить о факте ее принятия своему руководителю в установленной законом форме в течение 30 дней с момента ее получения. Если руководитель решит, что у служащего не было веской причины принимать выгоду, то должностное лицо обязано вернуть ее дарителю, а в случае, если возврат невозможен, – передать полученную выгоду в собственность соответствующего государственного органа.

Кроме того, в Уведомлении NACC №17 раскрывается ряд понятий статьи 128 Закона о борьбе с коррупцией:

  • под “получением имущественных и иных материальных выгод, не противоречащим принципам этики” понимается их получение в качестве поздравления с праздником, выражения благодарности, соболезнования, приветствия или иных норм социального этикета;
  • под “иными материальными выгодами” понимаются любые выгоды, стоимость которых можно выразить в денежном эквиваленте, например, предоставление скидок, услуг, оплата развлечений, образования и т.д.;
  • под “родственниками” понимаются родные и приемные дети, братья и сестры, дяди, тети, супруги, а также родители и дети супругов.
Темы
Стандарты поведения
Антикоррупционные органы
Конфликт интересов

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.