Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Сербии вступил в силу новый антикоррупционный закон

В Сербии вступил в силу Закон №35/2019-6 “О противодействии коррупции” (Закон о спречавању корупције), регулирующий, среди прочего, деятельность Агентства по предупреждению коррупции (Агенција за спречавање корупције - далее АСК или Агентство), правила предоставления сведений об имуществе и доходах и порядок предотвращения конфликта интересов.

Нормативный акт заменил утративший силу Закон №97/2008-42 “Об Агентстве по борьбе с коррупцией” (Закон о Агенцији за борбу против корупције).

Агентство по предупреждению коррупции

Согласно Закону, “Агентство по борьбе с коррупцией” теперь переименовано в “Агентство по предупреждению коррупции”. К его функциям, как и прежде, отнесено возбуждение и ведение дел о нарушении Закона, принятие мер по урегулированию конфликтов интересов, сбор деклараций об имуществе и доходах и иные. Одновременно ведомство наделено рядом новых полномочий.

Наиболее значимые нововведения касаются расширения прав доступа АСК к информации: так, теперь сотрудники Агентства уполномочены запрашивать у кровных родственников государственного служащего до второй степени родства и иных физических и юридических лиц, которые могут быть связаны с должностным лицом, необходимую для проверки деклараций информацию и документы в случае подозрений на сокрытие им сведений об имуществе и доходах. При этом в случае непредставления указанными лицами запрашиваемых данных они могут быть привлечены к административной ответственности. Новый закон также обязывает органы государственной власти и иных лиц, осуществляющих публичные полномочия, по письменному и мотивированному запросу предоставлять Агентству доступ к электронным базам данных в целях выполнения им своих функций. Кроме того, АСК получило право запрашивать у банков и иных финансовых учреждений информацию о счетах и ​​финансовых средствах должностных лиц без их согласия.

Помимо этого, Агентство наделяется полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: при подготовке законопроектов в сферах, подверженных коррупции, компетентные правительственные органы должны будут получить соответствующее заключение по оценке коррупционных рисков от АСК.

В новом законе более подробно регламентирован порядок обработки Агентством обращений физических и юридических лиц о фактах коррупции. Так, если в ходе рассмотрения обращения АСК выявляет признаки наличия в работе государственного органа нарушений, создающих условия для коррупции, оно направляет в соответствующий орган рекомендации по устранению указанных нарушений, а орган, в свою очередь, обязан в течение 30 дней уведомить Агентство о принятых мерах реагирования. Если в ходе рассмотрения обращения Агентством установлены факты, свидетельствующие о возможной причастности конкретных должностных лиц к совершению преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка, оно направляет в компетентные органы ходатайство о возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении или дисциплинарного производства, а соответствующий орган обязан в течение 90 дней проинформировать Агентство о предпринятых по результатам рассмотрения такого ходатайства действиях. Кроме того, новый закон предоставил гражданам и организациям возможность сообщать о замеченных признаках коррупционных нарушений анонимно – ранее АСК не рассматривало анонимные обращения.

Вместе с тем, несмотря на заметное расширение полномочий АСК, Закон предусматривает нововведения, которые могут негативно сказаться на его независимости, изменяя порядок избрания директора и членов Совета Агентства. Раньше процедура выбора руководителя предусматривала только проведение публичного конкурса, теперь она включает два этапа: публичный конкурс, проводимый Министерством юстиции, и итоговое утверждение кандидатуры Национальным собранием большинством голосов. Аналогичным образом будут избираться члены Совета Агентства. В обоих случаях первичный открытый конкурс призван отобрать кандидатов, соответствующих лишь минимальным пороговым требованиям, а итоговое решение о составе руководства АСК фактически принимает Национальное собрание, что может поставить под вопрос политическую автономность ведомства.

Антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности

В соответствии с новым законом государственные и муниципальные органы, государственные компании и иные организации, учредителем или участником которых является государство или его территориальные образования, теперь обязаны принимать и реализовывать “планы добросовестности”, содержащие карту коррупционных рисков органа / организации и планируемые меры по их минимизации с указанием сроков, и представлять в Агентство отчет о выполнении таких планов.

Одновременно Закон вводит новый запрет для государственных служащих: теперь они не могут оказывать консультационные услуги физическим или юридическим лицам по вопросам, связанным с замещаемой должностью.

В нормативном акте также конкретизируются некоторые положения, касающиеся предоставления сведений об имуществе, доходах и урегулирования конфликта интересов.

В частности, Закон расширяет перечень данных, подлежащих раскрытию в декларациях об имуществе и доходах, которые служащие подают при вступлении в должность, а в дальнейшем – в случае существенных изменений (если стоимость активов изменяется на сумму, превышающую среднюю годовую заработную плату служащего). В декларацию, помимо прочего, теперь необходимо включать сведения о движимом и недвижимом имуществе, которым должностное лицо владеет на праве аренды (а не только на праве собственности, как это было установлено ранее); об организациях, аффилированных с теми, в которых должностное лицо владеет акциями / долями (если соответствующее юридическое лицо владеет более 3% акций / долей такой организации); об имеющихся у должностного лица финансовых инструментах; об арендуемых банковских ячейках; об осуществляемой служащим предпринимательской деятельности. Ответственность за непредставление декларации / представление недостоверных сведений, как и прежде, предусматривает возможность лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.

В части регулирования конфликтов интересов в новом законе уточняется, что Агентство может принять решение о наличии конфликта интересов в течение двух лет со дня получения информации о вызвавших подозрения действиях или бездействии должностного лица, но не позднее пяти лет с момента их совершения. Вместе с тем, неизменной осталась формулировка обязанности должностных лиц сообщать «о наличии подозрений на конфликт интересов»: как отмечают некоторые эксперты, использование подобной конструкции предоставляет служащим возможность не уведомлять о конфликте интересов ввиду того, что они «не имели подозрений» на его наличие.

Темы
Заявители о коррупции
Конфликт интересов
Меры ответственности
Антикоррупционные органы
Декларирование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.