Отчет основан на результатах анализа материалов расследований и сведений о примененных государствами санкций в сфере борьбы с транснациональным подкупом за период с 1977 по 2019 год, которые публикуются в онлайн-базе данных Компендиум TRACE.
В документе рассматриваются два типа подкупа:
- подкуп иностранных должностных лиц (неправомерные платежи, произведенные компанией в адрес должностного лица, которое не является гражданином государства-инициатора расследования или применения санкций);
- подкуп национальных должностных лиц (неправомерные платежи, произведенные иностранной компанией государственному должностному лицу, которое является гражданином государства-инициатора расследования или применения санкций).
1. Расследования
По данным TRACE, по состоянию на конец 2019 года 37 государств инициировало 328 расследований предполагаемых случаев подкупа иностранных должностных лиц. В европейских странах было начато 165 расследований (50%), а в Соединенных Штатах Америки - 121 (37%). На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 8% всех расследований, на Северную и Южную Америку (за исключением США) - примерно 3%, на Ближний Восток - также 3%, на Африку - менее 1%. В Российской Федерации за рассматриваемый период было зафиксировано лишь одно расследование предполагаемого случая подкупа иностранного должностного лица.
В части подкупа национальных должностных лиц иностранными компаниями с 1977 года 89 государствами было инициировано 269 расследований. Первое место по таким расследованиям занимает Бразилия (32), за которой следуют Индия (17), Китай (14) и Нигерия (13). Российская Федерация за анализируемый период провела 3 подобного рода расследования.
Наибольшее количество расследований случаев подкупа иностранных и национальных должностных лиц (не учитывая расследования, проводившиеся США) приходится на добывающую отрасль (20%), второе место занимают расследования в отрасли машиностроения и строительства (18%), а третье - в аэрокосмической/оборонной отрасли (15%). В США первое место по расследованиям также заняла добывающая отрасль (19%), второе - отрасль финансовых услуг (16%), третье - отрасль производства (12%).
2. Санкции за транснациональный подкуп
В своем докладе исследователи TRACE отметили снижение общего количества случаев применения мер ответственности по делам о транснациональном взяточничестве за последний год: так, в 2019 году в мире (за исключением США) частота привлечения к ответственности снизилась на 45% по сравнению с прошлым годом, а в США - на 19%.
Согласно отчету, в период с 1977 по 2019 год 23 страны 420 раз применяли санкции за подкуп иностранных должностных лиц: 279 из них приходится на Соединенные Штаты Америки (66%), 115 - на страны Европы (27%), на страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходится примерно 3% от общего числа случаев наложения санкций, на страны Северной и Южной Америки (за исключением США) - 2%, а на страны Ближнего Востока - менее 1%. Российской Федерацией санкции за подкуп иностранных должностных лиц не применялись.
За этот же период меры ответственности за подкуп национальных должностных лиц применялись 106 раз: наибольшее число случаев зафиксировано в Алжире и Китае (по 10), за ними следуют Бразилия (8), Нигерия (7), Германия (6) и Южная Корея (6).
Чаще всего санкции за подкуп иностранных и национальных должностных лиц (не учитывая случаи, имевшие место в США) применялись в отношении компаний добывающей отрасли (25%), второе место занимает отрасль машиностроения и строительства (18%), третье - отрасль производства (14%). В США первое место по случаям применения мер ответственности за транснациональный подкуп также заняла добывающая отрасль (18%), второе - отрасль производства (15%), а третье - аэрокосмическая/оборонная отрасль (12%).
TRACE International является разработчиком образовательных и методических материалов по вопросам противодействия коррупции в частном секторе. Глобальный отчет TRACE International ориентирован на коммерческие компании, работающие за рубежом: представленный в нем анализ позволяет им ознакомиться с данными о распространении взяточничества в различных странах и учитывать их при проведении оценки коррупционных рисков.