Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Состоялась министерская встреча стран G20 по вопросам противодействия коррупции

В преддверии итогового саммита лидеров стран «Группы двадцати» прошла министерская встреча по вопросам противодействия коррупции.

22 октября 2020 года впервые в истории G20 была проведена встреча руководителей государственных органов, ответственных за координацию национальной антикоррупционной политики. Россию на встрече представлял начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции А. С. Чоботов.

По итогам встречи было принято министерское коммюнике, в котором участники наметили перспективные направления дальнейшей деятельности «Группы двадцати» в области борьбы с коррупцией и выразили готовность следовать ряду документов, разработанных Рабочей группой G20 по вопросам противодействия коррупции (G20 ACWG) в 2020 году и закрепленных в приложениях к коммюнике.

1. Противодействие коррупции в условиях пандемии.

Как отмечается в документе, охватившая мир пандемия COVID-19 обострила риск влияния коррупции на социально незащищенные слои населения в связи с возросшей уязвимостью для коррупционных проявлений таких сфер, как государственные закупки, распределение государственных финансов, медицинское обслуживание и доступ к медикаментам.

В этой связи ACWG был подготовлен Призыв G20 к действиям, направленным на противодействие коррупции и COVID-19, предусматривающий основные направления по противодействию коррупции в сложившихся условиях, а также Справочник лучших практик стран G20 по борьбе с коррупцией в ответ на COVID-19, включающий сведения о передовых методах предотвращения и борьбы с коррупцией в таких сферах, как здравоохранение и оказания экстренной поддержки.

2. Эр-Риядская инициатива по расширению международного сотрудничества между правоохранительными органами в сфере борьбы с коррупцией.

Отмечая важность международного сотрудничества правоохранительных органов, особенно на этапе проведения предварительного расследования, участники встречи поддержали инициативу председательствующей в этом году в G20 Саудовской Аравии по созданию Глобальной оперативной сети правоохранительных органов по борьбе с коррупцией (Global Operational Network of Anti-corruption Law Enforcement Authorities).

Соответствующая инициатива предусматривает создание структуры, в рамках которой представители правоохранительных органов стран-участниц G20 могли бы взаимодействовать вне формальных процедур международного сотрудничества. Использование неформальный каналов общения, как отмечается в документе, является особенно полезным на предварительных этапах расследования и предоставляет быстрый, гибкий и эффективный инструментарий для борьбы с трансграничными коррупционными правонарушениями.

Планируется, что штаб-квартира Глобальной сети будет создана в Вене на базе Управления ООН по наркотикам и преступности. Дополнительно будет запущен единый онлайн-центр, включающий безопасную коммуникационную платформу для обмена информацией между органами по борьбе с коррупцией. Создаваемая Глобальная сеть будет заниматься разработкой программ обучения по борьбе с коррупцией и выпуском программных документов, руководств, публикаций, разработкой инструментария, сбором различных статистических данных, проводить регулярные встречи представителей правоохранительных органов, реализующих функции по борьбе с коррупцией, и иных практикующих специалистов и экспертов в сфере противодействия коррупции, обеспечивать взаимодействие с иными международными организациями. Более подробно с планом организации работы Глобальной сети можно ознакомиться в соответствующей концептуальной записке.

3. Принципы высокого уровня G20.

На встрече был одобрен ряд Принципов высокого уровня G20, разработанных в рамках председательства Саудовской Аравии в 2020 году. Ниже представлено краткое содержание принципов, закрепленных в указанных документах.

А) Принципы высокого уровня G20 по разработке и реализации национальных антикоррупционных стратегий:

  1. обеспечить проведение диагностического анализа сильных и слабых сторон существующих мер по противодействию коррупции при разработке антикоррупционной стратегии, распределить ответственность, обеспечить политическую поддержку и автономность при разработке стратегии,
  2. принять меры для обеспечения инклюзивного процесса разработки антикоррупционной стратегии, то есть вовлечения различных заинтересованных сторон, включая представителей гражданского общества и частного сектора,
  3. обеспечить проведение анализ коррупционных рисков с тем, чтобы эффективно распределить ресурсы и принять мер по предотвращению или минимизации рисков в наиболее подверженных коррупции сферах, и, при необходимости, усовершенствовать системы сбора и использования данных,
  4. использовать индивидуальный и амбициозный, но реалистичный подход к разработке антикоррупционной стратегии,
  5. сформулировать четкое видение, разъяснив общественности, почему необходимы предлагаемые меры по борьбе с коррупцией и как запланированные мероприятия будут способствовать этом,
  6. при необходимости дополнительно разработать план действий для решения установленных приоритетов антикоррупционной стратегии,
  7. выделить достаточно ресурсов для обеспечения успешной реализации антикоррупционной стратегии,
  8. разработать процедуры/механизмы мониторинга и оценки реализации антикоррупционной стратегии, в том числе с использованием конкретных, измеримых, достижимых, актуальных и своевременных показателей оценки,
  9. обеспечить отчетность о реализации стратегии перед широким кругом заинтересованных сторон, в том числе с использованием онлайн-платформ.

Б) Принципы высокого уровня G20 по содействию неподкупности в государственном секторе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

  1. предоставлять государственные услуги в электронном виде для повышения эффективности и снижения возможностей для коррупции,
  2. продвигать необходимость проведение закупок в электронном виде и внедрять стандарты открытых данных для повышения прозрачности и содействия справедливой конкуренции,
  3. использовать электронные платежные системы для уменьшения возможностей для коррупции и повышения прозрачности и отслеживаемости,
  4. обеспечивать доступность инновационных систем ИКТ для повышения эффективности внедрения различных антикоррупционных мер,
  5. содействовать принятию и внедрению стандартов открытого правительства,
  6. содействовать обмену информацией и созданию сетей для более эффективного предотвращения, выявления и реагирования на коррупционные риски,
  7. по возможности использовать новые технологий для предотвращения, обнаружения и расследования коррупции,
  8. совершенствовать мониторинг государственных финансов за счет использования ИКТ и инновационных технологий,
  9. использовать каналы связи, меры и системы на основе ИКТ для облегчения раскрытия информации о коррупционных нарушениях,
  10. содействовать использованию ИКТ в международном сотрудничестве в сфере борьбы с коррупцией,
  11. обеспечить наличие у следователей, прокуроров, иных должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, достаточных знаний и навыков по использованию ИКТ, предоставить им соответствующие инструменты, руководящие принципы, образовательные программы.

В) Принципы высокого уровня G20 по обеспечению неподкупности при приватизации и использовании государственно-частного партнерства (ГЧП):

  1. определение четких целей и наличие необходимых нормативных рамок и инструментов при использовании приватизации и механизмов ГЧП,
  2. обеспечить прозрачность, доступность информации и проведение общественных консультаций с заинтересованными сторонами относительно затрат и выгод предлагаемых и текущих проектов,
  3. убедиться в том, что существующая нормативная база, регулирующая деятельность определенного сектора, а также конкуренцию, позволяет обеспечить предотвращение, выявление и реагирование на риски коррупции,
  4. обеспечить наличие в законодательстве уголовных и неуголовных мер по борьбе с коррупцией при использовании приватизации и ГЧП, механизмов регулирования конфликтов интересов, обеспечить эффективное разделение ролей, обязанностей и обязательств между различными надзорными, регулирующими и правоохранительными органами, участвующими в приватизации и ГЧП, а также наличие четких линий подотчетности и распределение функций управления рисками,
  5. использовать прозрачные методы для определения способов поставки, проведения транзакций и оценки активов,
  6. отбирать участников приватизации или ГЧП на основе компетенций, опыта и приверженности принципам неподкупности, обеспечить управления фактическими, потенциальными или предполагаемыми конфликтами интересов, внедрить использование механизмов управления рисками и должной осмотрительности при привлечении внешних советников,
  7. обеспечить внедрение механизмов, способствующих подотчетности, прозрачности и конкуренции при проведении торгов и продажах,
  8. сформировать механизмы мониторинга и оценки приватизации и ГЧП,
  9. обеспечить возможность осуществления контроля для всех заинтересованных сторон и доступности информации.

4. Подотчетность и прозрачность.

На встрече был представлен Доклад о подотчетности, содержащий оценку прогресса реализации предыдущих обязательств G20 в области противодействия коррупции. В этом году подход к составлению доклада был изменен: если раньше ACWG рассматривала общий прогресс по всем темам, то сейчас в документе представлен более детальный анализ достижений и проблем, с которыми сталкиваются страны G20, в отдельных областях. В частности, в докладе 2020 года рассмотрены результаты деятельности в области международного сотрудничества и возврата активов, полученных преступным путем.


Одновременно в документе выделены иные текущие приоритеты работы G20 по противодействию коррупции:

  • активизация международного сотрудничества и возврата активов,
  • раскрытие бенефициарных собственников,
  • отказ от предоставления убежища лицам, совершившим преступление,
  • обеспечение криминализация взяточничества, принятия усилий по эффективному предотвращению, выявлению, расследованию, преследованию и наказанию за взяточничество, вовлечение частого сектора в борьбу со взяточничеством, в том числе за счет повышения осведомленности о коррупционных рисках, внедрения эффективных систем смягчения наказания и внедрения комплаенс-программ,
  • обеспечение неподкупности в государственном секторе при осуществлении государственных закупок,
  • вовлечение частого сектора и некоммерческих организаций в борьбу с коррупцией,
  • укрепление партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами в области борьбы с коррупцией: иными международными организациями, отдельными лицами и группами лиц вне государственного сектора, включая неправительственные организации гражданского общества, общественные организации, научно-исследовательские организации, СМИ и организации частного сектора.
Темы
Уголовное преследование
Меры ответственности
Прозрачность
Возврат активов
Гражданское общество
Коррупция в сфере государственных закупок
ИКТ
Международное сотрудничество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.