Согласно закону, иск о конфискации незаконного имущества может быть предъявлен к должностным лицам и к иным физическим лицам, находящимся (или находившимся) под следствием по обвинению в коррупции или в совершении ряда иных преступлений, к их близким родственникам, наследникам, всем тем, с кем лицо или его близкие родственники ведут или вели общее хозяйство или совместный бизнес, а также к иным лицам, которым соответствующее имущество было передано в собственность по цене, значительно ниже рыночной. Определенный в законе круг близких родственников при этом весьма широк и включает, в частности: супругов, женихов и невест, несовершеннолетних и совершеннолетних детей, опекунов или попечителей, родителей, сестер, братьев, бабушек и дедушек, внуков, тетей и дядей, родителей супругов, а также ряд иных лиц, в том числе любых взрослых, проживающих совместно не менее 180 дней в течение рассматриваемого периода и не менее одного года в совокупности.
Незаконным будет считаться имущество стоимостью выше 50 млн драмов (примерно $105 тыс. или 7.7 млн рублей), приобретение которого невозможно объяснить исходя из законных доходов, а также активы, полученные в результате использования такого имущества.
Изъятие незаконного имущества в доход государства осуществляется в рамках гражданского судопроизводства по результатам отдельной проверки. При этом, с одной стороны, наличие обвинительного приговора по уголовному делу в отношении физического лица не требуется для предъявления иска об изъятии имущества, а с другой – прекращение уголовного дела не служит основанием для прекращения производства по делу о конфискации.
Обязанность проводить соответствующую проверку и доказывать незаконность приобретения имущества возлагается на Генеральную прокуратуру Республики Армения. Расследование проводится, если имеются достаточные основания подозревать, что имущество незаконного происхождения принадлежит:
- осужденному или аффилированному с ним лицу и не было конфисковано по обвинительному приговору;
- обвиняемому в совершении преступления или аффилированному с ним лицу;
- лицу, когда-либо находившемуся под следствием по обвинению в совершении преступления, в случае, если уголовное преследование или возбуждение уголовного дела в отношении него невозможно, или аффилированному с ним лицу;
- лицу, в отношении которого уголовное дело было возбуждено, но позже приостановлено по любому законному основанию;
- должностному лицу или аффилированному с ним лицу.
В случае выявления в результате проверки фактов, указывающих на незаконность приобретения имущества, прокуратура уведомляет собственника имущества и предлагает ему предоставить декларацию, включающую в себя данные:
- об имуществе, которое принадлежит лицу и членам его семьи;
- об обязательствах лица и членов его семьи по отношению друг к другу и третьим лицам;
- обо всех банковских счетах лица и членов его семьи в Республике Армения и за рубежом;
- о доходах лица и членов его семьи и их источниках за исследуемый период;
- о сделках по отчуждению или приобретению имущества лица и членов его семьи, совершенных в течение исследуемого периода;
- об иных обстоятельствах, связанных с объектом расследования.
На основании всех собранных материалов Генеральная прокуратура выносит заключение по результатам проверки и принимает решение о подаче в суд иска о конфискации имущества незаконного происхождения.
Ответчику предоставляется возможность представить доказательства, подтверждающие законность приобретения имущества, в рамках гражданского процесса. Если такие доказательства не будут представлены или суд сочтет их неудовлетворительными, будет принято решение о признании имущества незаконным и его изъятии в доход государства.
В законе установлен срок исковой давности в 10 лет. Тем не менее, в отдельных случаях, когда существуют весомые доказательства незаконности активов, проверке и возможной конфискации подлежит имущество, приобретенное в срок вплоть до 21 сентября 1991 года.
Созданный в Армении правовой механизм изъятия незаконного имущества имеет сходства с предусмотренным Федеральным Законом Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» порядком обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, по результатам контроля за расходами, также осуществляемого в рамках гражданского судопроизводства.
Стоит отметить, что аналогичное законодательство все шире распространяется на постсоветском пространстве, например, возможность изъятия необоснованной легальными доходами собственности в пользу государства по результатам контроля за расходами была предусмотрена принятым в этом году в Абхазии Законом "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами", а в конце прошлого года механизм гражданской конфискации незаконных активов чиновников был внедрен в Украине.