Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Специализированные антикоррупционные органы: риски учреждения и функционирования

В контексте создания в Узбекистане Антикоррупционного агентства еще раз вспоминаем ключевые факторы, препятствующие их эффективной деятельности.

29 июня 2020 года в Узбекистане был принят Указ №УП-6013 "О дополнительных мерах по совершенствованию антикоррупционной системы в Республике Узбекистан" (доступна версия на русском языке), предусматривающий, среди прочего, учреждение Антикоррупционного агентства Республики Узбекистан (Korrupsiyaga qarshi kurashish agentligi - KQKA).

Указанное Агентство подчиняется президенту и подотчетно парламенту, его руководитель приравнивается по статусу к министру, а заместители руководителя — к заместителям министра.

Созданное Агентство будет ответственно, среди прочего, за:

  •  разработку и реализацию государственной политики в области предупреждения и противодействия коррупции;
  • обеспечение внедрения в государственных органах и организациях системы мер по предупреждению и противодействию коррупции, включая введение стандартов поведения, декларирования доходов и активов и проверки представленных сведений, мер реагирования на нарушения;
  • анализ состояния коррупции в стране и выявление наиболее распространенных коррупционных практик, проведение различного рода исследований, организацию антикоррупционного обучения и реализацию иных мер по повышению информированности граждан об антикоррупционной политике страны;
  • анализ эффективности антикоррупционного контроля в области государственных закупок и представление предложений по его совершенствованию;
  • обеспечение координации взаимодействия государственных органов, гражданского общества и СМИ, а также международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.

При этом Агентство наделяется рядом специальных полномочий, включая, например, проведение административных расследований по делам о коррупционных правонарушениях, внесение обязательных для рассмотрения предписаний о приостановлении исполнения или отмене решений государственных органов в случае выявления в них признаков коррупции, предостережений о недопустимости коррупционных правонарушений и о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих проявлению коррупции.

В целях реализации своих функций Агентство совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Генеральной прокуратурой Узбекистана в ближайшее время планирует ввести в действие специальную электронную платформу «E-Anticor.uz» для проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти и управления в сфере противодействия коррупции, разработать мобильное приложение, позволяющее информировать Агентство о фактах коррупции, а также внедрить комплекс мер по обеспечению доступа Агентства к информационным базам данных государственных органов и организаций.


Узбекистан пополнил ряды стран, в которых было создано специальное ведомство, ответственное за предупреждение и противодействие коррупции. Так, мы уже упоминали* такого рода органы, существующие во Франции, Болгарии, Таиланде, а в качестве наиболее известных примеров успешного функционирования таких структур обычно приводятся Бюро по расследованию коррупционных преступлений Сингапура (Corrupt Practices Investigation Bureau) и Независимая комиссия по борьбе с коррупцией в Гонконге (Independent Commission Against Corruption).

Несмотря на определенные преимущества специализированных антикоррупционных органов, их создание и последующая деятельность сопряжены со множеством рисков. О базовых сложностях при принятии решения об учреждении таких структур мы уже писали (например, здесь), но даже в случае, если антикоррупционный орган уже давно учрежден и успешно функционирует, существует вероятность того, что его деятельность вызовет сопротивление недобросовестных лиц, которым такой орган будет «мешать».

Например, Комиссию по искоренению коррупции Индонезии (Komisi pemberantasan korupsi - KPK) традиционно относят к числу наиболее эффективных антикоррупционных органов. Так, к 2018 году доля расследований KPK, доведенных до стадии вынесения обвинительного приговора, составила 86%. При этом за время ее деятельности по обвинению в коррупции был осужден и арестован целый ряд высокопоставленных чиновников, в том числе бывший глава Конституционного суда, старший заместитель председателя Центрального банка, лидеры нескольких политических партий, министры, а также руководители органов местного самоуправления.

Однако с принятием осенью 2019 года Закона №19 «О второй поправке к Закону №30 от 2002 года “О комиссии по искоренению коррупции”» положение KPK заметно пошатнулось.

Во-первых, комиссия потеряла свой особый статус независимого от всех ветвей власти государственного учреждения и стала органом исполнительной власти.

Во-вторых, Законом был учрежден Наблюдательный совет, члены которого назначаются президентом из числа представленных парламентом кандидатур, для контроля за деятельностью Комиссии: теперь без получения одобрения совета KPK не сможет проводить обыски, конфискацию и прослушивать телефонные разговоры.

В-третьих, значительно сокращен круг полномочий KPK на этапе предварительного следствия. В частности, Комиссия теперь не сможет без инициации официального расследования: запретить подозреваемому выезд из страны; запросить информацию о финансовом положении подозреваемого, его активах и налогах; временно приостановить финансовые, торговые и иные договоренности подозреваемого; заблокировать счета, которые могут использоваться для отмывания доходов; обращаться к компетентным органам с запросом на арест, обыск, сбор доказательств.

Все это может привести к заметному снижению количества проводимых KPK расследований, так как в таких условиях ограничения автономности Комиссия будет просто не способна собрать необходимые доказательства для возбуждения дела.

Кроме того, Закон предусматривает необходимость прекращения KPK расследования и судебного преследования, если дело о коррупции не может быть урегулировано в течение двух лет с момента его возбуждения. Это может привести к тому, что многие расследования, прежде всего касающиеся масштабных и сложных коррупционных схем, просто не смогут быть закончены вовремя. Так, уже сейчас на счету KPK 16 незавершенных дел, самое «старое» из которых было начато еще в 1998 году.

В результате, как отмечают в своем недавнем докладе реализующие наблюдательные функции антикоррупционные некоммерческие организации, эффективность работы KPK с момента принятия Закона заметно снизилась, а общественность заявила о падении уровня доверия к ведомству.

Индонезия – не единственный пример того, как руководство страны может преднамеренно ослаблять национальный антикоррупционный орган: например, мы уже упоминали о случаях увольнения руководителя Национального антикоррупционного управления Румынии и главы Центрального бюро расследований Индии, действия или высказывания которых оказались неугодны властям.

Таким образом, как видно из опыта рассмотренных стран, трудности возникают не только на этапе учреждения антикоррупционного органа: обеспечение его эффективного функционирования также потребует создания релевантных условий , в которых он сможет беспрепятственно реализовывать свои полномочия и быть защищенным от любых посягательств на свою независимость.


*На нашем портале также можно ознакомиться с перечнем функционирующих в разных странах ведомств, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции (см. профили стран), и с публикациями, посвященными особенностям функционирования антикоррупционных органов  (см. соответствующую тему в разделе “Литература”).

Темы
Антикоррупционные органы

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.