Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Малайзии введена уголовная ответственность юридических лиц за коррупцию

В Малайзии вступила в силу часть 4 Закона A1567 от 4 апреля 2018 года «О внесении изменений в Закон №694 от 6 января 2009 года “Об антикоррупционной комиссии”»  (The Malaysian Anti-Corruption Commission (Amendment) Act 2018), установившая уголовную ответственность юридических лиц, их директоров и высшего руководства за коррупционные преступления, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

Бизнес
Бизнес

Указанная поправка предусматривает дополнение Закона №694 новой статьей 17А “Преступление, совершенное коммерческой организацией”, согласно которой компания будет нести ответственность в случае, если связанное с ней лицо предоставляет, соглашается предоставить, обещает или предлагает любому лицу какую-либо выгоду с целью получения или сохранения бизнеса или какого-либо коммерческого преимущества для данной компании.

Под выгодой при этом могут пониматься:

  • деньги, пожертвования, подарки, займы, гонорары, награды, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, различного рода вознаграждения, скидки, бонусы, комиссионные, возмещения, вычеты, проценты;
  • погашение финансовых обязательств;
  • различного рода трудоустройство;
  • оказание различных услуг, включая защиту в разбирательствах, избежание уголовных, гражданских, дисциплинарных санкций;
  • а также предложение, согласие или обещание предоставить какую-либо из перечисленных выгод.

Связанными с организацией лицами, согласно закону, являются ее директора, партнеры, сотрудники и другие лица, оказывающие услуги данной компании или от ее имени. При этом вопрос о том, оказывает ли какое-либо лицо услуги для организации или от ее имени, должен решаться с учетом всех соответствующих обстоятельств, а не только характера формальных отношений между таким лицом и организацией.

Под действие новой статьи попадают все компании и партнерства, учрежденные в соответствии с законодательством Малайзии, а также иностранные компании и партнерства, ведущие коммерческую деятельность или ее часть в Малайзии.

Важной особенностью вносимых изменений является то, что в случае подкупа к ответственности привлекается не только юридическое лицо, но и его директора, контролеры, руководители, партнеры и другие лица, вовлеченные в управление данной компанией. Указанные лица будут считаться виновными в совершении того же преступления, что и организация, если не смогут доказать, что оно было совершено без их одобрения или попустительства с их стороны и что они при этом приняли надлежащие меры по предупреждению совершения соответствующего коррупционного правонарушения, которые должны были принять с учетом характера своих функций в рамках своей компетенции и при имевшихся обстоятельствах.

За совершение предусмотренного статьей 17A преступления юридическому или физическому лицу грозит штраф в размере не менее десятикратной суммы взятки или иной выгоды, если она может быть оценена или имела денежную форму, либо 1 млн ринггитов (около 16 млн рублей), в зависимости от того, какая сумма больше; или лишение свободы на срок до 20 лет; или одновременно и то, и другое.

Стоит отдельно отметить, что вносимые изменения предусматривают возможность полного освобождения юридического лица от уголовной ответственности в случае, если будут представлены доказательства того, что компанией были приняты надлежащие меры по предотвращению совершения коррупционных правонарушений связанными с ней лицами. Соответствующее руководство по разработке и внедрению таких мер, согласно закону, должно утверждаться министром, ответственным за деятельность Антикоррупционной комиссии Малайзии.

В развитие указанных положений в декабре 2018 года канцелярией премьер-министра Малайзии было опубликовано “Руководство по надлежащим процедурам” (Guidelines on Adequate Procedures - GAP), которое содержит рекомендательный набор мер по противодействию коррупции в организациях. К ним отнесены, в частности:

  • проведение организацией комплексной процедуры оценки коррупционных рисков;
  • внедрение системы оценки добросовестности контрагентов (дью-дилидженс);
  • создание внутренних каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях;
  • разработка и внедрение антикоррупционных стандартов и кодексов поведения;
  • проведение регулярного мониторинга эффективности реализации мер по предупреждению коррупции;
  • обеспечение проведения антикоррупционного обучения для сотрудников и иных заинтересованных сторон.

Вместе с тем, пока остается неясным, кем будет оцениваться «достаточность» внедренных организацией антикоррупционных мер при принятии решения о возможности ее освобождения от ответственности.

Темы
Меры ответственности
Прозрачность
Стандарты поведения
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.