Руководство разъясняет положения Закона №22 от 16 февраля 2011 года "О предотвращении конфликта интересов" (Zakon o sprječavanju sukoba interesa - далее Закон), устанавливающего меры по предупреждению и урегулированию конфликта интересов, а также декларированию активов должностных лиц. Как отмечено в документе, с момента создания Комиссии в 2011 году в сфере регулирования конфликта интересов был достигнут определенный институциональный прогресс, однако осведомленность служащих об установленных запретах и ограничениях остается недостаточной. В том числе для восполнения указанного пробела было выпущено рассматриваемое руководство.
В соответствии с Законом, конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой личные интересы должностного лица вступают в конфликт с интересами общества; однако, как уточняется в Руководстве, конфликт интересов сам по себе не является коррупционным деянием.
В документе отмечено, что конфликт интересов может быть:
- реальным – когда личные интересы должностного лица влияют или уже повлияли (либо можно разумно полагать, что они влияют или уже повлияли) на его беспристрастность при исполнении должностных обязанностей;
- потенциальным – когда личные интересы должностного лица могут повлиять на его беспристрастность при исполнении должностных обязанностей в будущем.
Первостепенной мерой по урегулированию конфликта интересов авторы Руководства называют самоотвод: при выявлении обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов, должностному лицу необходимо уведомить об этом соответствующих лиц, прекратить свое участие в соответствующих действиях / решениях и передать функции, выполнение которых может привести к конфликту интересов, иному лицу. В случае если у должностного лица возникли сомнения относительно того, создает ли конкретная ситуация конфликт интересов, ему следует обратиться в Комиссию, которая в течение 15 дней должна предоставить должностному лицу соответствующее заключение.
В целях предупреждения конфликта интересов для должностных лиц установлен ряд запретов, ограничений и обязанностей, в том числе:
- обязанность по декларированию активов (ст.8-10 Закона);
- ограничения на получение подарков (ст.11);
- ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью (ст.13);
- ограничения на участие в управлении / владение акциями в организациях (ст.14-18);
- ограничения после увольнения с должности (ст.20).
Ниже подробнее рассмотрены некоторые из них.
1. Декларирование активов
Должностные лица, на которых распространяется действие Закона (ст.3), при вступлении в должность и при увольнении представляют в Комиссию декларацию об активах. В декларацию, в частности, включаются сведения о движимом и недвижимом имуществе, акциях и долях владения в компаниях, долговых обязательствах, доходах и т.д. (полный перечень представляемых сведений содержится в статье 8 Закона).
Если в течение срока службы произошло существенное изменение финансового положения должностного лица, оно подает в Комиссию обновленную декларацию. При этом «существенным изменением финансового положения» считается, в том числе:
- изменение годовой заработной платы / размера пенсионных выплат более чем на 10%;
- любое изменение стоимости недвижимого имущества;
- изменение стоимости движимого имущества на сумму свыше 30 тыс. хорватских кун (примерно 360 тыс. рублей);
- любое изменение наличных сбережений и иное.
Декларации заполняются с использованием электронной формы, преимущественно предполагающей выбор вариантов из раскрывающегося списка. Помимо подачи декларации в электронном виде, должностному лицу требуется распечатать и подписать заполненную декларацию и направить ее в Комиссию.
2. Ограничения на получение подарков
Закон разрешает должностным лицам получение подарков стоимостью до 500 хорватских кун (примерно 6 тыс. рублей), кроме подарков в форме наличных денежных средств, ценных бумаг или драгоценных металлов. В иных случаях подарок должен быть передан в собственность государства.
Подарки от членов семьи, родственников и друзей, а также национальные и международные знаки признания и награды не считаются подарком для целей Закона.
3. Ограничения после увольнения («вращающаяся дверь»)
После прекращения полномочий должностному лицу в течение одного года запрещается трудоустраиваться в организацию, которая состояла в деловых отношениях с органом, в котором указанное лицо замещало должность, в течение срока его полномочий или собирается вступать в такие отношения. При этом под деловыми отношениями подразумевается заключение контрактов по результатам государственных закупок, договоров концессии и соглашений о государственно-частном партнерстве, получение государственной помощи или государственных средств в иной форме. В отдельных случаях Комиссия может дать должностному лицу разрешение на трудоустройство в случае отсутствия конфликта интересов.
В случае выявления признаков нарушения установленных запретов, ограничений и обязанностей непосредственно Комиссией или поступления подкрепленного доказательствами неанонимного заявления Комиссия может (а в случае поступления личного запроса от должностного лица – обязана) возбудить разбирательство в пределах своих полномочий.
В случае подтверждения нарушений положений Закона Комиссия может принять решение о наложении санкций, включающих:
- выговор;
- приостановление выплаты части заработной платы;
- публичное оглашение решения Комиссии.
В случае повторного непредставления декларации активов после наложения санкций Комиссией она может направить представителю нанимателя соответствующего должностного лица мотивированное предложение о его увольнении. За нарушения Закона также предусмотрены штрафы в размере от 5 тыс. до 1 млн хорватских кун (примерно от 600 тыс. до 12 млн рублей).