Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Украине вернут уголовную ответственность за нарушения в декларациях

В Украине одобрены законопроекты, восстанавливающие уголовную ответственность за декларирование недостоверных сведений и непредоставление деклараций , а также возвращающие НАПК полномочия по их проверке.

Напомним, что ранее Конституционный суд Украины (КСУ) признал положения Уголовного кодекса (УК), предусматривающие уголовную ответственность за указанные нарушения, и полномочия Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) по проверке деклараций неконституционными.

Одобренный Верховной Радой пакет проектов включает:

  1. Законопроект от 03.12.2020 № 4460-д, предусматривающий внесение изменений в УК и Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП),
  2. Законопроект от 07.12.2020 № 4470, определяющий полномочия НАПК в рамках проверок деклараций, соблюдения этических принципов и положений о конфликте интересов,
  3. Законопроект от 07.12.2020 №4471, устанавливающий особенности рассмотрения дел об административных нарушениях, допущенных судьями.

Ответственность за нарушения в декларациях

Первый законопроект дополняет УК статьями 366-2 (Декларирование недостоверной информации) и 366-3 (Умышленное непредставление декларации).

Расследованием дел о нарушении указанных статей будет заниматься Национальное антикоррупционное бюро Украины, а их последующим рассмотрением – Высший антикоррупционный суд.

Вносимые изменения предусматривают установление уголовной ответственность за:

  • умышленное непредставление декларации – в виде штрафа от 2,5 тыс. до 3 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее – НМДГ, примерно от 112 тыс. до 135 тыс. рублей) или общественных работ от 150 до 240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • представление заведомо недостоверных сведений в декларации, если разница между реальными и декларируемыми активами составляет от 500 до 4 000 прожиточных минимумов (примерно от 3 млн до 24 млн рублей) – в виде штрафа от 2,5 тыс. до 3 тыс. НМДГ (от 112 тыс. до 135 тыс. рублей) или общественных работ от 150 до 240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • представление заведомо недостоверных сведений в декларации, если разница между реальными и декларируемыми активами превышает 4 000 прожиточных минимумов (примерно 24 млн рублей) – в виде штрафа от 3 тыс. до 5 тыс. НМДГ (от 135 тыс. до 225 тыс. рублей), или общественных работ от 150 до 240 часов, или ограничения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Проект закона также вносит изменения в Примечание к статье 172-6 КУоАП (Нарушение требований финансового контроля), поднимая верхний порог разницы между декларируемыми и реальными сведениями, в случае выявления которой наступает административная ответственность: когда включаемые в декларацию сведения отличаются от реальных активов должностного лица на сумму от 100 до 500 прожиточных минимумов (примерно от 600 тыс. до 3 млн рублей), на должностное лицо налагается штраф в размере от 50 до 100 НМДГ (2-4 тыс. рублей).

Кроме того, законопроект уточняет субъектный состав указанного административного правонарушения, распространяя нормы статьи, в том числе на должностных лиц государственных корпораций и организаций, представителей общественных объединений, научных учреждений, учебных заведений, экспертов, лиц, которые входят в состав конкурсных и дисциплинарных комиссий, и т.д.

Полномочия НАПК и проверки в отношении судей

Второй законопроект восстанавливает признанные КСУ неконституционными полномочия НАПК по проверке деклараций должностных лиц, в том числе в части:

  • выявления и урегулирования конфликтов интересов;
  • учета и обнародования деклараций;
  • контроля своевременности представления деклараций;
  • мониторинга образа жизни субъектов декларирования.

Указанный законопроект также устанавливает обязанность НАПК в течение месяца после вступления закона в силу разработать порядок полной проверки деклараций и мониторинга образа жизни судей, в том числе судей КСУ. В течение последующего месяца Высший совет правосудия (ВСП) и КСУ должны согласовать порядок проверки, в противном случае проверки судей будут проводиться на общих основаниях.

Кроме того, законопроект определяет особенности составления протоколов о совершении нарушений судьями, в том числе судьями КСУ. Так, в случае если НАПК выявит в деятельности судей признаки нарушения требований этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, оно должно уведомить об этом ВСП или КСУ, которые будут самостоятельно решать вопрос о привлечении нарушителя к ответственности.

При этом, согласно третьему законопроекту, в случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, НАПК направляет соответствующий протокол в суд в установленном законом порядке и информирует об этом ВСП или КСУ.


На момент написания заметки перечисленные законопроекты переданы на подпись президенту Украины. Однако НАПК уже направила главе государства письмо с требованием наложить вето на предлагаемый Законопроект № 4460-д.

Ведомство полагает, что установление в качестве самой жесткой из возможных мер ответственности в случае умышленного непредставления декларации или внесения в нее недостоверных сведений такой меры, как ограничение свободы, не является наказанием, соответствующим тяжести указанных деяний. По мнению НАПК, Верховная Рада фактически признает непредставление декларации или представление недостоверных сведений не преступлением, а лишь уголовным проступком, что означает, среди прочего, что коррупционера могут освободить от ответственности в случае деятельного раскаяния. Кроме того, как отмечается, в случае ограничения свободы виновное лицо будет находиться не в тюрьме, а в исправительном центре, где сможет свободно пользоваться средствами связи и покидать центр по разрешению руководства. НАПК полагает, что в тех случаях, когда должностное лицо умышлено не включает в декларацию сведения об активах стоимостью более 1 млн гривен, к нему следует применять наказание в виде лишения свободы.

upd от 30.12.20: Вышеперечисленные законопроекты подписаны Президентом и вступили в силу.

Темы
Декларирование
Конфликт интересов
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.