Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Бразилии внесены изменения в уголовное и административное законодательство

В Бразилии вступил в силу Закон №13.964/19 от 24 декабря 2019 года “О внесении изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство”. В части борьбы с коррупцией принятый нормативный акт: изменяет наказание за вымогательство взятки, включает положения о возможности заключения соглашения об отказе от судебного преследования в закон об административной ответственности, а также устанавливает механизмы защиты заявителей о коррупции.

1. Изменение сроков наказания за вымогательство взятки

Закон вносит поправки в статью 316 Уголовного кодекса Бразилии, криминализирующую вымогательство взятки со стороны должностного лица. Согласно новой редакции, за совершение данного преступления устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 12 лет и штраф. Указанные изменения были приняты с целью уравнять сроки тюремного заключения за вымогательство взятки с предусмотренными за пассивный (статья 317) и активный (статья 333) подкуп: ранее максимальный срок лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного статьей 316, составлял 8 лет.

Вымогательство взятки не следует путать с пассивной коррупцией: в первом случае должностное лицо требует, в том числе с применением различных мер запугивания, ту или иную выгоду в связи с замещаемой им должностью, во втором – испрашивает или получает неправомерную выгоду за совершение действий (бездействие) с использованием своих должностных полномочий.

2. Соглашение об отказе от судебного преследования

Принятый документ также вносит поправки в Закон №8.429 от 2 июня 1992 года “Об ответственности государственных служащих за незаконное обогащение”, предусматривая возможность заключения с юридическими лицами соглашений об отказе от судебного преследования в рамках административных разбирательств (acordo de não persecução cível).

Ранее в той же статье был установлен прямой запрет на заключение любых подобных сделок и соглашений, что порождало правовую неопределенность. Так, указанный закон устанавливает ответственность за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, государственными должностными лицами, однако юридическое лицо, в соответствии с данным законом, также может быть привлечено к административной ответственности в случае, если оно подстрекает или содействует совершению такого правонарушения или каким-либо образом, прямо или косвенно, извлекает выгоду из его совершения. В то же время, организация может быть привлечена к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений в соответствии с положениями Закона №12.846 от 01 августа 2013 года “О чистой компании”, при этом, в определенных случаях, с организацией может быть заключено соглашение о смягчении мер ответственности (acordo de leniência)*. В этой связи отсутствовало четкое понимание того, каким образом положения антикоррупционного законодательства, предусматривающие возможность заключать такое соглашение, соотносились с положениями закона об административной ответственности, который заключение подобных соглашений фактически запрещал. Кроме того, оставалось неясным, могут ли к организации, заключившей соглашение о смягчении мер ответственности и освобожденной от установленных антикоррупционным законом санкций, быть применены санкции, предусмотренные законом об административной ответственности**.

Изменения, внесенные законом №13.964, были призваны урегулировать существующую правовую неопределенность. Вместе с тем, данная законодательная инициатива решила проблему лишь отчасти: из-за того, что президент наложил вето на положения первоначальной редакции документа, устанавливающие правила заключения соглашений об отказе от судебного преследования, в обновленном законе не определенно, что именно будет представлять из себя такое соглашение, будет ли оно считаться аналогом соглашения о смягчении наказания или же организациям, обвиняемым в коррупционных нарушениях, потребуется заключать оба соглашения отдельно, а также – каким образом данное соглашение будет влиять на наложение на организацию санкций, предусмотренных законом об административной ответственности.

3. Защита осведомителей

Документ также вносит поправки в Закон №13.608 от 10 января 2018 года “О создании телефонной линии для приема жалоб и информации для помощи в полицейских расследованиях”, устанавливая механизмы защиты заявителей о нарушениях в государственном секторе.

В соответствии с изменениями, Союз, штаты, федеральные округа и муниципалитеты, их местные органы власти и фонды, государственные компании и компании со смешанным капиталом обязаны учредить должность омбудсмена или создать отдельное подразделение для обработки поступающих от осведомителей сообщений о нарушениях. Эта мера должна обеспечить служащим и работникам возможность раскрывать информацию о преступлениях против государственной власти, административных правонарушениях и о любых иных действиях (или бездействие), наносящих вред интересам общества.

При этом у заявителя должна быть возможность подать жалобу анонимно. Раскрытие его личности возможно только в том случае, если это требуется для проверки достоверности предоставленной им информации или необходимо для соблюдения общественных интересов, и только после  предварительного уведомления осведомителя и с его официального согласия.

Заявитель не должен нести гражданскую или уголовную ответственность за раскрытие сведений о нарушениях, за исключением тех случаев, когда он сознательно предоставил ложные доказательства или информацию.

В дополнение к мерам защиты, предусмотренным в Законе №9.807 “О программах защиты потерпевших и находящихся под угрозой свидетелей”, при подаче заявления о нарушении осведомителю должна гарантируется защита от мести и от любых ответных репрессивных действий со стороны работодателя, таких как необоснованное увольнение, изменение функций или должностных обязанностей, наложение финансовых санкций, обязательство выплаты компенсаций, отмена льгот или отказ предоставить положительные профессиональные рекомендации. Подобные неправомерные действия со стороны работодателя будут рассматриваться как серьезные дисциплинарные нарушения, приводящие к увольнению с государственной службы. Осведомителю также будет предоставлена денежная компенсация в размере, вдвое превышающем любые убытки, понесенные им в результате действий или бездействия со стороны работодателя в связи с раскрытием информации.

Одновременно закон предусматривает возможность выплаты вознаграждения заявителю в случае, если предоставленная им информация привела к возврату государственных средств. Размер вознаграждения при этом может достигать 5% от возвращенной суммы.


*Согласно статье 16 Закона №12.846, руководящий аппарат государственного органа или организации может заключать соглашение о смягчении наказания с юридическим лицом в случае, если его сотрудничество со следствием приводит к выявлению иных лиц, вовлеченных в неправомерную деятельность, и оперативному получению информации и документов, подтверждающих расследуемое правонарушение. При заключении такого соглашения, государственный орган воздерживается от предъявления судебного иска в отношении организации, а сама организация может претендовать на смягчение наказания. В частности, в соответствии с соглашением, организация освобождается от таких санкций, как специальная публикация обвинительного решения и запрет на получение стимулирующих выплат, субсидий, субвенций, пожертвований или займов от государственных органов и организаций, а также может рассчитывать на снижение суммы финансовых санкций на две трети, однако при его заключении организация все еще будет обязана полностью возместить причиненный ущерб.

**Согласно Закону №8.429, к юридическому лицу могут применяться такие санкции, как штраф, конфискация незаконной прибыли/активов, замораживание активов, запрет на заключение государственных контрактов, запрет на получение стимулов, субсидий, субвенций, пожертвований или займов от государственных структур, возмещение убытков государству.

Темы
Уголовное преследование
Меры ответственности
Заявители о коррупции

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.